После того как ислам распространился за границы Аравийского полуострова он столкнулся с разными цивилизациями, в которых действовала система обычного (то есть по обычаям предков) права. Тем не менее,
Когда Османская империя достигла своего расцвета встал вопрос о том как поступать в ситуациях, которые не были описаны в шариате. Поэтому в ходе создания своей системы законов османские чиновники и законодатели вынуждены были обратиться к обычному праву. Были разработаны два источника такого права: указы и распоряжения главы государства – султана и суждение по обычаю.
Обычное право в основном действовало на вновь завоеванных территориях, все преобразования на которых проводились указами султана, которые подготавливались заранее членами Государственного совета – Диван-и-Хумаюн и позднее утверждались повелителем. Стоит отметить, что подобные указы не имели силы на всей территории империи, а лишь в конкретной местности. Кроме этого они действовали лишь в течение жизни того султана, который их издал и чья печать украшала письменный свиток с текстом указа.
При необходимости каждый новый султан вновь подтверждал их действие.
Эти своды затем распространялись по всей Османской империи. Среди историков есть разногласия по поводу того утверждал ли законы до их принятия глава мусульманских законоведов – шейхуль-ислам на предмет их соответствия шариату или нет. Большинство из них сходится на том, что это делалось лишь в случае, когда реально вставал вопрос соответствия какого-то закона шариату.
Так, например, вору нельзя было назначить наказание мягче, чем отрубание руки, но в некоторых случаях за воровство в особо крупных размерах из государственной казны некоторых чиновников подвергали смертной казни.
Вообще по отношению к наказанию существовало два разных подхода: наказание за тяжкие преступления, предполагавшие смертную казнь или отсечение руки или ноги, тюремное заключение ссылку на галеры и прочее, применялось в случае убийства, воровства лошадей, рабов и неоднократного воровства (наказывалось повешением), нарушение общественного порядка и мятежи, неповиновение султану и распространение слухов, порочащих его, экспорт оружия во враждебные государства, впадение в ересь и вероотступничество.
За меньшие преступления обычно налагались денежные штрафы. В исключительных случаях, как например, после поражения османского флота при Лепанто в 1571 году в рамках мер по возрождению морской мощи государства большая часть преступников была определена гребцами на галеры.
Богословы имели право на специальный суд, под председательством судьи. Имущество осужденного на смерть не обязательно конфисковалось в пользу государства, а могло быть передано родственникам казненного. В том случае, если казненный был членом правящей султанской семьи, его имущество автоматически переходило султану, если только султан не проявлял милость по отношению к семье казненного.
Казнь осужденного на смерть обычно проходила на месте совершения им преступления, а позднее для этих целей стала использоваться площадь перед Баб-и-Хумаюн (первые ворота дворца Топкапы) или на Алай Кошкю напротив Баб-и-Али (резиденция великого визиря). В месяц Рамадан никаких казней не производилось.
Ильдар Мухмамеджанов