Из наследия дагестанского богослова – Саид Афанди аль-Чиркави: «Сокровищница благодатных знаний»

Гениальная простота и точность мыслей: «Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын) сторонами]. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.»

Саид-Афанди аль-Чиркави "Сокровищница благодатных знаний" /пер. с авар. яз./, книги досточтимого шейха Саида-афанди «Маджму‘ату-ль-фавāид» при участии канонического отдела Духовного управления мусульман Дагестана. — 3-е изд. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — 475 с. 

Об авторе

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллâха чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело.

Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб («ось», «полюс» - шейх, который считается главой учителей своего времени) из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карамат) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

Несмотря на огромное число мюридов, которые приходили к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-тодеяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время.

Благодатные знания...

/отрывки из книги/

Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний.

Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала. Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте. В одной из книг Саида афанди есть такие строчки:

...

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Из сокровищницы: Что является подтверждением существования Бога?

Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын)сторонами]. Поистине, у каждой вещи есть свой создатель – тот, кто изготовил или смастерил ее. По-другому не бывает. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.

Гениальная простота и точность мыслей. И никому не дано опровергнуть постулаты выдающегося дагестанского богослова. В книге таких мест в книге много. Человек, чье образование 7 классов сельской школы совпало с войной, озаренный знаниями, оставил такое наследие.

У них тоже есть свой Создатель, ибо они не могли, как и все остальное в этом мире, возникнуть сами по себе. У всего сущего – один Творец – Всевышний Аллах, Который управляет всем и вся.

Как-то, еще в советские времена, на эту тему произошел разговор между одним работником КГБ, отрицавшим существование Бога, и простым мусульманином. В конце дискуссии верующий задал безбожнику такие вопросы: «Есть ли у каждого дома хозяин?», «Есть ли в каждом селе руководитель?», «Есть ли в каждом районе глава?», «Есть ли в каждой области обком?», «Есть ли в каждом государстве его руководитель?». На все эти вопросы безбожник ответил: «Да, есть!». «Тогда, – продолжил мусульманин, – вполне логично, что и этот мир с его упорядоченной и гармоничной системой также должен иметь своего владыку. И кто же он?» Тут безбожник, не зная, что сказать в ответ, замер в длительной паузе. Он побоялся признать Всевышнего Властелином этого мира. Другой безбожник в ультимативной форме заявил мусульманину: «Если Аллах есть, тогда покажи мне Его!».

В ответ на это верующий подвел его к электрическому проводу и спросил:

– Ты уверен, что по этому проводу проходит электрический ток?

– Да! – ответил тот.

– Ты действительно уверен, что здесь есть ток? – переспросил он его.

– Да! Конечно, здесь есть ток! – с уверенностью ответил безбожник.

– Тогда покажи мне его, – попросил верующий.

Безбожник не нашел, что ему ответить.

 

Знания о вере в атрибуты Всевышнего Аллâха в достаточном для нас виде раскрыты в книге «Бустан аваристан» (религиозно-нравственное сочинение дагестанского автора Сиражуддина Ободи). Тот, кто прочтет ее и достигнет этого уровня знаний, не ошибется в своем вероубеждении, иншаАллâх.

Представьте себе, что некий писатель пишет о том, как один правитель взял в свои руки весь мир. Разве будет прав читатель, если подумает, что у правителя такие огромные руки? Разве писатель преследовал цель донести до читательской аудитории такое неверное понимание? Подумайте и над этим примером, дорогие братья. Ибо, если сказать тому читателю, что человеку не свойственно иметь такие огромные руки, он может оспорить это, заявив, что этому есть аргумент – слово из книги. Что же поделать, если у него не хватает знаний и ума даже для осмысления такого примитивного факта. На такого человека похожи и те, кто толкует Священный Коран на свой манер.


 

Толкование Корана делится на четыре части

К первой части относятся знания, без которых человеку невозможно обойтись и которые нельзя переиначить. На-пример, это знания о том, что Аллâх один.

Вторая часть – это толкование, которое связано сознанием арабского языка: достаточно знать арабский язык, чтобы передать смысл. Например, такие слова из Корана: «Когда Аллâх спросил у пророка Мусы: «Что в твоей правой руке, Муса?», тот ответил: «Посох, на который я опираюсь и которым сбиваю с ветвей листья для овец» (Коран, 20:17-18).

Третья часть – это та, которую не может толковать никто, кроме богословов и людей, обладающих совершенными, всесторонними и глубокими знаниями в религии (аррасихун). Для того чтобы называться словом «ар-расихун», ученый должен обладать четырьмя качествами: во-первых, он должен быть истинно богобоязненным в выполнении обязанностей перед Всевышним; во-вторых, в обществе людей он должен видеть себя приниженным в собственных глазах; в-третьих, он должен быть полностью отрешенным от мирского; в-четвертых, он должен уметь противостоять своей низменной душе (нафсу) и владеть достаточным уровнем знаний, чтобы уметь черпать знания из Корана и хадисов.

Я не знаю человека более глупого, нежели тот, кто самочинно относит себя к таким людям. Богословы, утвердившиеся в глубоких знаниях (ар-расихун), говорят: «Основа неверия заключается в толковании Корана по внешнему умозаключению или буквальному переводу.

К четвертой части относится толкование аятов, истинный смысл которых известен только Аллâху». Кто может сказать что-либо сверх сказанного Ибн ‘Аббасом? Очевидно, что он сказал достаточно. Как можем мы утверждать, что в Коране есть места, которые не понимал Пророк, когда он был ниспослан ему для разъяснения людям? Ведь и в самом Коране сказано: «Я ниспослал тебе, о Мухаммад, Коран, чтобы ты разъяснил людям те нормы шариата, которые они не понимают, – повеления, предостережения, разрешенное и запретное». И сами хадисы Пророка являются разъяснением (шарх) Корана. Поэтому один из ученых (‘алимов) сказал, что если между пониманием Корана и хадисов возникнет противоречие, то отдавать предпочтение следует хадисам, поскольку Коран является кратким по форме изложением, где собрано все, и поэтому постичь его невозможно. Приведенный выше аят служит доказательством того, что хадисы являются толкованием Корана.

***

«Сокровищница благодатных знаний» ‒ название и содержание книги после неспешного прочтения в начале 2000-х врезались в память, гениальная простота и точность мыслей автора. Книгу (первое издание) подарил мне ее издатель, директор ИД «Ансар», выразив восхищение автором, мне неизвестным. Я не представляла - какое влияние окажет на меня подаренная книга, совершенный труд богослова. Книга ‒ собеседник, светлый остров уединения, где душа и мысли находят блага покоя и отдохновения. Автор — один из самых влиятельных исламских лидеров на всем Кавказе, образованный богослов  на равных говорит с простыми мусульманами. Слишком расхваливать книгу-сокровищницу неуместно, это не понравилось бы шейху, мира ему и покровительства Всевышнего. Саид афанди аль-Чиркави — признанный народом Дагестана проповедник Ислама, после себя оставил благодатное гуманитарное наследие, которое станет вкладом в богословскую науку, исламоведение, исламскую культуру. Жаль, очень жаль, что плодовитый аварский мыслитель, философ и богослов больше не напишет пронзительно-искренних, глубоких трактатов об Исламе и Всевышнем. Кто продолжит в Исламе путь шейха?

 

СКАЧАТЬ книгу Саида афанди аль Чиркави «Сокровищница благодатных знаний» в формате PDF. 

Социальные комментарии Cackle