Тимербай Хамидуллах родился в 1897 году в Уфе в семье Гибадуллы эфенди и Саиды ханум. С малых лет он начал пробовать себя в торговле и явно преуспел. Во время Октябрьской революции 1917 года он не принял власть большевиков и в последующем воевал на стороне Белой армии.
В 1920-21 годах, отступая вместе с белыми, Тимербай Хамидуллах осел в поселке Пограничный (станция Гродеково на Китайско-Восточной железной дороге) Приморского края, где снова занялся торговлей. В те годы это была столица Уссурийского казачьего войска генерала Юрия Александровича Савицкого.
В конце 1925 года он покинул Пограничный и обосновался в Японии в городе Нагоя. Это был крупный промышленный и портовый город в центральной части острова Хонсю. Рядом также находились такие индустриальные центры, как Кобе и Осака.
Примерно в 1919 году в Нагое обосновались первые татары. Волею судьбы они оказались первыми мусульманами, поселившимися в этом городе. В Нагое Тимербай Хамидуллах продолжил заниматься торговлей. В 1927 году он женился на Мехтухе Килки, и у них в браке родились 3 девочки и 2 мальчика. Из-за близости расположения татарская община Нагои всегда имела тесные контакты со своими сородичами из Кобе. Это была совсем небольшая, но довольно сплоченная община. На протяжении всего времени ее существования с 1919 по 1945 годы общее количество татар в разные годы составляло от 30 до 60 человек, не считая детей.
Со временем татары Нагои решили создать официальную общину, и в 1931 году ее зарегистрировали как «Мусульманское общество Нагои». Общину возглавил мулла Ахмет Арслан (Арасулов). В 1933 году татары купили здание и пригласили учителя – Гималетдина Махмуда из Хайлара для того, чтобы открыть в ней школу.
Осенью 1933 года в Японию прибыл Гаяз Исхаки.
16 января 1934 года он на поезде приехал в Нагою, чтобы познакомиться с жизнью местной татарской общины. 17 января он вместе с общиной совершил праздничный намаз по случаю Курбан-байрама. После Гаяз Исхаки выступил перед местными татарами с речью, а ученики показали небольшой концерт. Мулла Ахмед Арслан наградил подарками всех учеников. На второй день Курбан-байрама Г. Исхаки прочитал лекцию, после чего были сделаны общие фотографии.
21 января община организовала торжественный банкет в честь Гаяза Исхаки, где он ответил на некоторые вопросы местных татар. Днем позже по приглашению Садаичи Такамасу, одного из членов правления, он посетил Торговую палату города и встретился с местными японскими предпринимателями. Гаяз Исхаки покинул общину 23 января и направился в Токио.
Татарская община Нагои восприняла идеи Гаяза Исхаки о необходимости объединения под единым центром. В результате в 1934 году было создано «Культурное общество тюрко-татар Идель-Урала в Нагои». Председателем общины был избран Тимербай Хамидуллах. Он стал прилагать большие усилия, чтобы местные татары сохраняли свою культуру, а дети могли продолжать получать образование на родном языке. В старом здании мест для учеников уже не хватало, и в 1935 году община купила небольшой участок земли для строительства новой школы-мечети.
Тимербай Хамидуллах возглавил комитет по строительству школы-мечети. 18 января 1936 года было получено официальное разрешение на строительство. Однако для общины, состоявшей из 12 семей, было не под силу осилить все расходы по строительству. Ситуация изменилась, когда в январе Нагою посетил один из лидеров татарской общины в Кобе – Гисматулла Эгерджи. Он пожертвовал на строительство большую сумму. В добавок финансовую помощь оказали другие татарские общины Японии и Маньчжурии, а также некоторые индийские мусульмане и арабы из Кобе.
22 января 1937 года состоялось торжественное открытие школы-мечети. На открытие собралось множество гостей из Египта, Турции, Афганистана, Ирана и Индии. Это было двухэтажное деревянное здание с выступом перед входом. На первом этаже находись две отдельные молельные комнаты: одна для мужчин, а вторая для женщин. Второй этаж полностью занимала школа. Директором школы был назначен Тимербай Хамидуллах. После открытия здания школы-мечети в нем был совершен пятничный намаз.
Важно отметить, что мечеть татарской общины Нагои стала второй мечетью, построенной в Японии, а первая была построена в Кобе. Однако радоваться этому пришлось недолго. 7-8 декабря 1941 года Япония атаковала американские базы на Тихом океане (Перл-Харбор), а также британские базы в Азии (Гонконг) и таким образом вступила во Вторую мировую войну.
В марте 1945 года татары Нагои были вынуждены покинуть город и перебраться к своим сородичам в Кобе. По словам одного из членов общины, Рустема Арслана, это переселение было вынужденным, и связано оно было с требованием японского командования. В Кобе Тимербай Хамидуллах продолжил заниматься торговлей. Он приложил все усилия, чтобы его дети получили хорошее образование.
Вблизи Нагои находились военные заводы, а также были сконцентрированы войска и авиация. Вероятнее всего японцы боялись, что татары могут передавать ценную информацию врагу. Несмотря на то, что татары давно были интегрированы в японское общество, в глазах японцев они все равно оставались переселенцами из бывшей Российской империи. А ее преемника, Советский Союз, Япония тоже рассматривала как врага и союзника Соединенных Штатов.
Известно, что во время бомбардировки Нагои американцами 14 мая 1945 года, в здание мечети попала бомба, и она полностью сгорела.
Позже, в 1950-е годы, из-за тяжелой экономической обстановки большинство татар Японии переселились в Турцию, США, Канаду и Австралию. В 1963 году Тимербай Хамидуллах принял решение о переезде в Турцию. Он вместе с семьей обосновался в Анкаре, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Тимербай Хамидуллах покинул этот бренный мир 10 сентября 1977 года и был похоронен в Анкаре на кладбище «Каршийака». Да смилостивится Всевышний над ним.
Дамир Гайнутдинов
Использованные источники:
1. Dündar Ali Merthan. Japonya`da Türk izleri. Bir Kültür mirası olarak Mançurya ve Japonya Türk-Tatar camileri. Ankara, 2008.
2. Hamidullah Demirbay // Kazan, 1978. Sayı 21. S. 61-63.
3. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. P. 103-109.
4. Фотоматериалы из диска-приложения к книге Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia.