Татары Узбекистана: история старинной татарской деревни Ногай Курган. Часть 2

Как татары научили жителей Средней Азии выращивать картофель

В 1865 году Кокандское ханство было завоевано русскими войсками, и захваченные земли были преобразованы в Туркестанский край. Посетивший через год после этого события Ташкент русский путешественник, этнограф и дипломат, выпускник I-ой Казанской гимназии и бывший студент Казанского университета Петр Иванович Пашино писал:

«Прямо из цитадели дорога идет по новому шоссе, ведущему в русскую крепость и в русские слободки 2 и 4 батальонов; потом она исчезает в садах, принадлежащих городским жителям, и верст через пять снова выходит в поле, отделяющее сады от деревни Ногай Курган, остающейся, впрочем, влево от дороги.

Деревня Ногай Курган состоит из сотни дворов и получила свое название от того, что там живут семейства бежавших из России в разное время татар, которых здесь называют ногайцами. Ногай Курган замечателен тем, что это единственное место во всем здешнем крае, где разводят картофель. Природные жители этого края до сих пор еще почитают великим грехом употреблять в пищу этот важный в нашем хозяйстве овощ».

В последующем татары научили местное население выращивать картофель и употреблять его в пищу. Сейчас он является одним из самых важных овощей в национальных кухнях народов Средней Азии.

Татары Узбекистана: история старинной татарской деревни Ногай Курган
Для чего татары переселялись в Узбекистан? Как называлась первая деревня, где жили все татары? И почему кокандский правитель Мухаммад Али был так благосклонен к переселенцам?
09.02.2021
4191

В Ногай Кургане татары построили свою мечеть, которая была без минарета. Ее особенностью было то, что на втором этаже располагался отдельный молельный зал для женщин. Коренные жители Средней Азии в этом плане были более консервативны. У них не было принято, чтобы женщины могли молиться в мечети. И поэтому некоторых коренных жителей этот факт даже раздражал. Здание мечети сохранилось, хотя и в реконструированном виде. В Ногай Кургане сохранилось старое кладбище, где можно встретить могилы XIX-начала XX века.

Как обычно было принято у татар при мечети также открылась татарская школа. Мулла мечети преподавал у мальчиков, а его жена абыстай – у девочек. Это также было особенностью татар, так как у местных народов не было принято давать образование девочкам. В конце XIX века эта татарская школа стала одной из первых новометодных школ в Туркестанском крае.

С приходом советской власти в Среднюю Азию мечеть была закрыта. Однако во время Великой Отечественной войны произошло смягчение властей по отношению к исламу. В 1945 году мечеть была снова открыта для верующих, которая действует по сей день. Известно, что при мечети была огромная коллекция старинных книг. В 1970-х годах эти книги были вывезены в библиотеку Среднеазиатского духовного управления мусульман. Увидев такую богатую коллекцию книг, муфтий Зиявуддин Бабаханов был сильно восхищен.

Еще одной отличительной чертой Ногай Кургана была ее планировка. Окна местных домов выходили на проезжую улицу, что для местной архитектурной традиции было в диковинку.

В разные годы в Ногай Кургане побывали такие известные личности, как Петр Пашино, Николай Остроумов, Джозеф Кастанье, Ахмет-Заки Валиди Тоган. Здесь также останавливался знаменитый русский художник Василий Верещагин. В Ногай Кургане художник смог сделать пару набросков и эскизов.

В годы советской власти стал постепенно меняться этнический состав и статус Ногай Кургана. Если вначале поселение возникло как чисто татарская деревня, то в последующем в деревню стали заселяться и узбеки. Со временем численность коренного населения стала преобладать над татарами. В 1980-х годах, во время расширения Ташкента, Ногай Курган вошел в состав города и превратился в городскую махаллю. В советский период Ногай Курган был переименован в Узгариш, но сейчас ему снова возвращено его историческое название.

Использованные источники:

1. Исследования и интервью старшего научного сотрудника Института истории АН Узбекистана Шигабдинова Рината Начметдиновича.

2. Шигабдинов Р. Татарский аул Ногай-Курган близ Ташкента: страницы истории с этнографией (конец XVIII – начало XXI в.) // Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии. К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018 С. 179-183.

3. Пашино П. И. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки П. И. Пашино. СПб., 1868. С.98.

Социальные комментарии Cackle