Татары Узбекистана: история старинной татарской деревни Ногай Курган

Ворота ханского дворца в городе Коканде

Ворота ханского дворца в городе Коканде

Как кокандский хан благоволил татарским переселенцам

Связи волго-уральских татар со Средней Азией очень древние. Считается, что именно бухарские торговцы познакомили жителей Волжской Булгарии с исламом. Это произошло задолго до знаменитого путешествия Ибн Фадлана и официального принятия ислама в 922 году булгарским правителем Алмушем. Связи, установившиеся в те времена, продолжались и в период Золотой Орды, и в эпоху Казанского ханства.

Правда ли, что до 922 года булгары уже были мусульманами?
Считается, что его труд «Ашкаль аль-билад» был написан в 920 году, то есть на 2 года раньше встречи ибн Фадлана с булгарами. В то время уже существовали мечети, читались азаны и совершались намазы...
28.12.2020
3518

Известно, что в период Казанского ханства в Казани около городского кремля был особый Таджикский квартал, где жили торговцы из Средней Азии. «Таджиками» в те времена в Казанском ханстве называли среднеазиатских торговцев, а находившийся рядом с кварталом овраг, назывался «Таджикским». Однако после завоевания Казани русскими, овраг стали именовать «Тезицким». Он сохранялся на территории кремля вплоть до XIX века, но в последующем был засыпан.

Связи волго-уральских татар со Средней Азией не прекратились и после вхождения этих земель в состав Российского государства, после падения Казани часть населения ханства нашла убежище именно в Средней Азии. 

Гастротуризм, керамика или шёлк – за чем будущее татарстанско-узбекских отношений?
Напомним, в эти дни в Казани проходит бизнес-миссия Made in Uzbekistan, главные задачи которой – продемонстрировать продукцию узбекских предприятий, повысить экспортный потенциал страны и выстроить долгосрочное сотрудничество с зарубежными странами.
02.12.2020
857

Мусульманские ученые и медресе Средней Азии всегда пользовались большим авторитетом среди татар. Наверное, не последнюю роль в этом играла народная память о том, что ислам к ним пришел именно оттуда. Получить религиозное образование в Бухаре, Самарканде, Ташкенте или Кабуле считалось очень престижным, и многие татарские юноши устремлялись в эти города за знаниями.

С середины XVIII века к культурным связям добавились еще торговые, так как Российская империя стала поощрять торговлю татар со Средней Азией. Татар можно было встретить на базарах Бухары, Самарканда, Ташкента, Коканда и Хивы. Были и те татары, которые за лучшей жизнью принимали решение о переселении в те дальние края.

5 крупнейших городов Великого Шелкового пути
В этой статье мы совершим исторический экскурс в прошлое и познакомимся с самыми значимыми городами Великого Шелкового пути.
17.10.2019
19153

Например, любопытна история аула Нoгай Курган (Nogoy Qorgon), которая во многом стала известна благодаря исследованиям старшего научного сотрудника Института истории АН Узбекистана Шигабдинова Рината Начметдиновича. Он является этническим татарином, который всю свою жизнь прожил в Ташкенте и многие годы посвятил изучению истории татар в Узбекистане.

Аул Ногай Курган. Сейчас это махалля в Сергелийском районе города Ташкента

Аул Ногай Курган. Сейчас это махалля в Сергелийском районе города Ташкента

В Сергелийском районе города Ташкента находится особо неприметная махалля под названием Ногай Курган. В ней проживает примерно 6,5 тысяч человек. Сейчас сама махалля довольно интернациональная, здесь вместе живут татары, узбеки, русские и казахи. Но два века тому назад это была деревня, которую основали именно татары – выходцы из Поволжья и Урала.

Об этом говорит даже само название Ногай Курган, которое можно перевести как «построенная ногаями». «Но причем тут ногаи?», – могут подумать некоторые. Все дело в том, что народы Средней Азии вплоть до 90-х годов XX века волго-уральских татар традиционно называли «ногаями».

Минареты и меланхолия: путешествуя по Узбекистану
Сравнение пейзажей Узбекистана с декорациями для съемки кино кажется несерьезным и неуместным по отношению в его славной истории. Однако выразить чувства, вызванные созерцанием его архитектурными чудес, кажется, невозможно.
06.10.2020
1158

Согласно основной версии в начале XIX века, когда в Средней Азии еще существовали независимые ханства, в Кокандское ханство приехал татарин по имени мулла Губай. В своей учености он уступал местным богословам, однако был мастером на все руки: мог построить добротный дом или соорудить целую мельницу, а также обладал навыками многих других профессий. К тому же мулла Губай хорошо знал Священный Коран и по своей природе был добродушным человеком.

Это расположило к нему не только местных жителей, но и самого хана. Сначала мулла Губай поселился в Ташкенте, а позже ему было позволено приобрести земли в окрестностях Ташкента у реки Салар. По архивным документам, найденным Ринатом Шигабдиновым, это произошло в 1819 году.

Речка Салар

Речка Салар

Если в Ташкент переезжал татарин, его непременно направляли в мулле Губаю. Тот выделял приезжему участок земли, находил работу, если человек был холост, женил, уплачивая за него калым. Так возник татарский аул Ногай Курган.

Деревня очень быстро разрасталась, и отведенной земли стало не хватать, в связи с чем в 1827 году татары обратились к кокандскому правителю Мухаммад Али хану (годы правления 1822–1841) с просьбой отвести им дополнительную землю для посевов, огородов и выгона скота.

Хан повелел прибавить к имеющейся территории еще порядка 600 десятин земли, и  юридически закрепил эти земли за татарами. К тому же, согласно более поздней жалованной грамоте хана от 1254 года по хиджре (1838/1839 гг.), татары Ногай Кургана освобождались от каких-либо налогов, податей и повинностей. Это несомненно было выражением особого уважения к местным татарам.

Старинная мечеть Ногай Кургана

Старинная мечеть Ногай Кургана

Продолжение следует…

Использованные источники:
1. Исследования и интервью старшего научного сотрудника Института истории АН Узбекистана Шигабдинова Рината Начметдиновича.
2. Шигабдинов Р. Татарский аул Ногай-Курган близ Ташкента: страницы истории с этнографией (конец XVIII – начало XXI в.) // Оазисы Шелкового пути:
современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии. К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018 С. 179-183.
3. Пашино П. И. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки П. И. Пашино. СПб., 1868. С.98.

Социальные комментарии Cackle