Многие жители и гости Казани слышали о Старо-Татарской и Ново-Татарской слободах, где до революции компактно проживало мусульманское население Казани. Однако были и другие слободы, в которых мусульманское население играло значительную роль. Одной из таких слобод была так называемая Пороховая слобода.
История слободы начинается в 1786 году, когда по указу императрицы Екатерины Второй в окрестностях Казани началось строительство Казенного порохового завода. После Охтинского и Шосткинского пороховых заводов это был третий завод в Российской империи.
Согласно утверждениям Шигабудина Марджани, еще до строительства порохового завода, в окрестностях будущей слободы существовало мусульманское поселение, в котором стали обживаться татары-военнослужащие, отставные солдаты и крестьяне из близлежащих аулов Заказанья.
В последующем эта часть Пороховой слободы, где стали компактно проживать мусульмане, получила название “махалля Барудия”. Это название происходит от арабского слова “баруд”, что означает “порох”.
Первая мечеть в Пороховой слободе была построена в 1805 году (по официальным документам в 1811 году) на деньги казанского мещанина Мусы бин Мунасиба аль-Менгери, более известного как Муса Адамов. Позже Муса Адамов станет казанским купцом первой гильдии. Это была довольно большая по размерам деревянная мечеть на каменном фундаменте.
Так как основными прихожанами мечети были военнослужащие-мусульмане, работавшие на пороховом заводе, с 1821 года завод начал выплачивать жалование мулле в размере 100 рублей в год. А в 1829 году Муса Адамов пожертвовал мечеть заводу.
Здание мечети было занесено в опись строений порохового завода, а должность муллы вводилась в штат завода с постоянным жалованьем. Таких уникальных мечетей в истории Российской империи было только две: мечеть при Казанской пороховом заводе, более известная как “Барудия”, и мечеть при Ижевском оружейном заводе.
В 1835 году из-за возникшего пожара мечеть полностью сгорела. И на ее месте в 1837 году по проекту архитектора Порохового завода Артамонова было построено новое деревянное здание мечети. Мечеть смогла просуществовать на денежном довольствовании завода лишь до 1872 года.
Должность муллы была исключена из нового штата завода. А также завод предпринял меры по передаче мечети в ведение города Казани, а затем Казанского уезда. В конечном результате опеку над мечетью пришлось взять на себя мусульманам Пороховой слободы.
С 1821 по 1917 год известны практически все имена имамов мечети “Барудия”. Мечеть славилась тем, что ее священнослужители были весьма авторитетными религиозными деятелями и избирались должности заседателей, а также казиев Оренбургского духовного собрания.
Особо стоит отметить Абдурракиба Абдулмукменева, который руководил мечетью целых 34 года (с 1838 по 1872 год). Он родился в 1801 году в деревне Абдрахманово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас это Альметьевский район республики Татарстан), являлся племянником второго муфтия Оренбурского мусульманского духовного собрания - Абдуссаляма Абдрахимова.
Абдурракиб хазрат окончил медресе села Байряка, а затем в 1826 году был определен муллой в своей родной деревне. В 1838 году указом Духовного собрания он был назначен муллой мечети “Барудия” при Казанском пороховом заводе.
За все долгое время служения в мечети “Барудия” Абдурракиб хазрат отличился своей добросовестной и активной работой и был отмечен многочисленными наградами и поощрениями. В 1843 году Абдурракиб Абдулмукменев был награжден серебряной медалью “За усердие” для ношения на шее, а в 1862 году уже золотой медалью “За усердие”.
В 1872 году престарелый мулла обратился к начальству порохового завода с просьбой об увольнении по состоянию здоровья с определением ему соответствующей пенсии. Однако в этом ему было отказано, так как “в Уставе о пенсиях” пенсия для лиц нехристианских исповеданий не предусматривалась. Таким образом, несмотря на все свои награды Абдурракиб хазрату не удалось добиться пенсионного содержания.
Абдурракиб хазрат в махалле “Барудия” заложил целую династию мулл из рода Абдулмукменевых. После его смерти, в 1873 году имамом мечети стал его старший сын Нургали Абдулмукменев, который руководил приходом до 1894 года. У Нургали хазрата обучались несколько будущих видных мусульманских деятеля, которые позже с почетом использовали тахаллус “аль-Баруди”. Среди них был и знаменитый богослов, муфтий Галимджан аль-Баруди (1857-1921). Известно также, что отец Галимджана Баруди Мухаммадджан Галиев в 1869 году взял с собой в хадж тогда еще молодого Нургали хазрата, оплатив все его расходы.
Из-за тесного контакта с русскими рабочими порохового завода, язык местных мусульман стал портиться большим количеством заимствований из русского языка. Нургали хазрат успешно боролся с этим проникновением русских слов в разговорную речь татар слободы, за что получил одобрение даже Шигабутдина Марджани.
К началу 20 века в махалле “Барудия” насчитывалось 515 душ мужского и 500 душ женского пола, которые проживали в 100 дворах. В мектебе при мечети обучались 80 мальчиков и 40 девочек. Практически все население работало на пороховом заводе.
На протяжении всей истории Казанского порохового завода татары-мусульмане играли важную роль в его работе. Один из самых известных руководителей порохового завода Всеволод Всеволодович Лукницкий (1845-1917) в знак уважения к своим рабочим мусульманам даже выучил татарский язык.
Мухсин Нурулла