Днем Ашура называют десятый день первого месяца по лунному календарю – Мухаррама. В связи с этим есть два важных момента, на которых стоит остановиться:
1. В этот день почтенный Муса (мир ему!) и иудеи спаслись от притеснений фараона.
2. В этот день ковчег почтенного Нуха (мир ему!) причалил к горе Джуди и в знак почтения к этим событиям в этот день представители всех небесных религий соблюдали пост.
Даже многобожники со времен почтенного Ибрахима соблюдали пост в этот день, к чему присоединился и Пророк, оставив соблюдение этого поста на некоторое время, и затем, возобновив его соблюдение после переселения в Медину, о чем сообщается в различных преданиях. В этот день, помимо всего прочего, арабы меняют покрывало на Каабе. [Бухари, «Савм»: 69; «Муснад», 6/244.].
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) передает следующие сведения о посте в день Ашура: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) переселился Медину, он увидел, что иудеи постятся в день Ашура и спросил их: «Что это за пост?». Ему ответили: «Этот день является благим днем. В этот день Всевышний Аллах спас Мусу (мир ему!) и сынов Израиля от их врагов. По этой причине Муса (мир ему!) постился в этот день». Пророк сказал: «Я ближе к Мусе, чем вы». После этого он приказал поститься в этот день. [Бухари, «Савм»: 69; Муслим, «Сыям»: 127; Абу Давуд, «Савм»: 63.].
Так продолжалось до тех пор, пока не стал обязательным пост в месяц Рамазан. После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) снял с людей обязанность поститься в день Ашура. Это отражено в следующем благословенном хадисе: «Этот день является днем Ашура. В этот день пост для вас не является обязательным. Тот из вас, кто пожелает, может поститься, а тот, кто не пожелает, может не поститься». [Бухари, «Савм»: 69; Муслим, «Сыям»: 116; Муватто, «Сыям»: 34.].
Действительно, пост в день Ашура, соблюдаемый в знак благодарности Аллаху за спасение почтенного Мусы (мир ему!) и его общины от притеснений фараона, является дополнительным поклонением, которое советовал совершать Пророк (мир ему и благословение Всевышнего).
Однако, стоит заметить, что пост только лишь в день Ашура считается нежелательным, советуется поститься также в день до этого или же в день после этого. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал следующее: «Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него»[«Муснад», 1/241.].
Речь идет о том, что, несмотря на то, что мы продолжаем соблюдать пост, который соблюдали иудеи, мы должны стараться делать это своим способом и в присущей нам манере. Говоря о положениях прошлых общин, которые актуальны и для нас, Ибн Абидин наряду с кысасом упоминает также пост в день Ашура [Перевод труда Ибн Абидина, 1/114.].
В книгах этот пост иногда упоминается как суннат, иногда как желательное поклонение, а иногда как дополнительное поклонение. Все три описания верны, а пост в день Ашура является той частью сунны Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), выполнение которой является лишь дополнительным поклонением. Сподвижники очень серьезно относились к посту в день Ашура и учили своих детей соблюдать его. Когда же дети испытывали голод, они пытались развлекать их игрушками [Бухари, «Савм»: 47.].
Советуется встречать день Ашура с пожеланием прекрасных дней будущего для нашего народа и всего человечества, а также следующей молитвой: (в томе Ибн Араби труда «Маджму’ату-ль ахзаб» на 600-ой странице есть следующая мольба дня Ашура, подготовленная почтенным Гюмюшханеви):
«Бисмилляхиррахманиррахим. О, Аллах, Ты Бесконечный, Вечный, Первый. Твоей бесконечной щедростью и милостью прошу Тебя в наступающем году защитить нас от дьявола, его сообщников и друзей. У Тебя же я прошу помощи и в борьбе со своим нафсом, постоянно призывающим к скверному, желающим лишь плохого. Я надеюсь, что Ты даруешь мне деяния, приближающие меня к Тебе, и лекарства для всех моих бед. О, обладатель щедрости и величия, о Милостевейший из милостевейших, я жду Твоей милости!».
Islam-Today