В 80–90-х годах XIX века в Казанской губернии произошли крупные волнения, причиной которых стало распространение ложных слухов о якобы вновь предстоящем крещении татар. Рождению этих слухов во многом способствовала внутренняя политика Российской империи относительно решения религиозных и национальных вопросов, вызывавшая у татар-мусульман недоверие и подозрение.
Причиной возникновения последней волны слухов о крещении прослужило решение правительства ввести языковой ценз для кандидатов в муллы. Согласно указу с 11 октября 1890 года лица магометанского вероисповедания, пожелавшие занять должность муллы, должны были сдать экзамен по русскому языку.
После оглашения указа из многих деревень Казанской и других губерний, населенных татарами, в Оренбургское магометанское духовное собрание стали поступать прошения. Татары обращались в ОМДС с просьбой воздействовать на правительство, чтобы оно отменило обязательное изучение муллами русского языка, однако это не имело результата.
Среди населения распространялись слухи, что вследствие нового закона о муллах правительство начнет крестить татар-мусульман, будет возводить в татарских деревнях православные храмы и открывать русские школы для детей, что во время бракосочетания и наречения имени священник и мулла будут служить совместно, и т.п. Эти слухи подогревались некомпетентными действиями губернских властей, неуместными и грубыми шутками некоторых чиновников и священников.
Между народом и государем: какую миссию выполняло духовенство в царской России?
Следствием всего этого стало массовое волнение мусульман, а также всевозможные неповиновения властям. В начале 1890-х годов в некоторых местностях даже началось стихийное переселение мусульман в Османскую империю. Целые татарские деревни, для сохранения своей религии, распродав все имущество, двигались к границам Турции по маршруту Ростов-на-Дону – Одесса – Турция (в частности, в документах часто фигурировал турецкий город Самсун), и через перевалочные пункты Батуми и Севастополя.
Там, на границе, «мухаджиры» – переселенцы, получив временные заграничные паспорта для совершения хаджа, навсегда выезжали в Турцию. Многие переселенцы из-за тяжести дорог, нехватки денег, продовольствия и разных болезней умирали в пути не добравшись до предполагаемого места, или были вынуждены, потеряв все имущество, возвращаться в родные края.
Всеми этими волнениями были обеспокоены власти и, в первую очередь, глава мусульман – муфтий. Муфтий Мухамедьяр Султанов (1837 – 1915) издал специальное обращение к «ахунам и состоящим при мечетях имамам» следующего содержа ния: «До моего сведения дошло, что в народе и даже между муллами ходят слухи, что будто бы магометан будут крестить в русскую веру. Слухи эти нелепы и вздорны, потому что правительство не имеет никакого намерения крестить нас, а напротив, разрешает нам свободно исповедовать ислам».
Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?
Выступая против переселения российских мусульман в Турцию, 12 апреля 1894 года муфтий издал фетву, в которой сообщалось, что массовый отток коренного населения Поволжья за границу может спровоцировать усиление политики унификации в Российской империи. Побывавший в Османской империи и, видимо, изучавший вопросы социальной адаптации приезжих и их уровень жизни в Турции, муфтий настойчиво предостерегая соотечественников от опрометчивых шагов.
По его мнению, большинство переселенцев в Турции ждала нелегкая жизнь. Власти со своей стороны для предотвращения распространения ложных слухов о крещении также публиковали «официальные обращения к населению» и через своих чиновников на местах вели разъяснительную работу. Благодаря этому волнения среди мусульман значительно ослабели, но в дальнейшем, в ходе всеобщей переписи населения, вновь возобновились.
Амишев Р.И.