Когда знакомишься с культурой определенного народа, то в первую очередь обращаешься к его декоративно-прикладному искусству, которое наиболее полно вобрало в себя не только традиции и обычаи, но и стало отражением определенного временного периода и политического строя, того, что волновало носителей этой культуры. И неважно, что попадает в поле внимания – масштабные культовые сооружения, изделия быта или украшения – все это служит проводником в историю, в культуру народа.
Мы продолжаем знакомить Вас с культурой булгарского этноса в домонгольский период. Сегодня речь пойдет об особенностях украшений.
Если верить раскопкам археологов, то большая часть найденных ими украшений свидетельствует о том, что производили их в сельских условиях. Причиной тому – массовый спрос на различные изделия ремесел, многие из которых активно включаются в товарное производство. До наших времен дошли разнообразные изделия бронзолитейщиков, медночеканщиков, ювелиров, костерезчиков и гончаров Булгара, Биляра и Сувара, которые были в то время довольно крупными центрами ремесленного производства. Стилистические и иконографические признаки отдельных художественных произведений восходят к разным традициям и школам. Однако те образцы, которые мы можем анализировать, позволяют представить общие художественные особенности булгарского декоративно-прикладного искусства, его развитие, характерные черты.
Наибольший интерес среди комплекса украшений вызывают характерные для булгарского костюма наборные пояса. В этот период они состояли из разнообразных по формам и орнаментации блях, пряжек и подвесных ремешков с наконечниками. Помимо круглых, сердцеобразных и грушевидных очертаний, которые являются свойственными для степной культуры народа Волжской Булгарии, нередко встречаются и стилизации изображений птиц с широко раскрытыми крыльями. Параллельно распространяются и прямоугольные, комбинированные формы; все больше совершенствуются цветочно-растительные мотивы – по большей части используются трилистники, пятилистники, тюльпаны, сохранившиеся в культуре современных татар.
Как мы отметили выше, особенностью декора блях поясного набора является использование звериного стиля со своеобразной формой обобщения образов живой природы: соболя, хорька, куницы, лисицы и других представителей местной фауны, составляющих основу торговли пушниной, коня, льва и единорога — в геральдике, собаки. Собака, как и петух, являлась священным существом зороастрийской религии, и ее образ занимает видное место в булгарском искусстве. Интересно, что в то же время в искусстве булгар отсутствует изображение волка, являющегося древним тотемом монгол, кипчаков (X—XIII вв.) и ряда башкирских племен.
Еще с раннебулгарского времени сохраняются стилизованные изображения черепахи (символ долголетия), аиста и цапли в геральдике.
Отдельного внимания заслуживает подвесная бляха с фигурами льва и единорога, представленных в геральдике. Звери изображены стоящими на задних лапах. Между ними хорошо просматривается изображение пучка пламени и ниже — многолучевой розетки (символ солнца). Передние лапы у льва и единорога подняты: они как бы готовы вступить в борьбу друг с другом. Сюжет связан с восточной мифологией. О булгарском происхождении предмета свидетельствует характерная трактовка льва, похожего скорее на безобидное существо, чем на хищника, и единорога, представленного пассивно, без устрашающих черт. Изображения зверей в художественном металле даются живо, в определенной динамике, с передачей их характерных черт. Их можно видеть на бляхах и изделиях, имеющих самые разнообразные формы.
Нельзя обойти стороной и еще один не менее интересный образец домонгольского периода – образец сердцеобразной формы с рельефным изображением пары птичек в геральдике, держащих в клювах зернышко. Ниже изображений птичек представлена розетка в форме сердечка, в которой расположена веточка. Закономерно, что сюжет сохраняется в творчестве казанских татар.
Археологические находки этнографов позволяют более детально изучить обширный комплекс накладок и подвесных блях, которые входили в состав украшений женского костюма и сохранились до наших дней, претерпев небольшие изменения. Некоторые крепились вокруг грудного разреза женской рубашки (сравните с изю, распространенных у казанских татарок). Другие входили в состав украшения наподобие хэситэ — нагрудной перевязи. Разновидностью хаситэ, по мнениям специалистов, являются миниатюрные «древа жизни» (символ плодовитости женщины).
Бляхи и подвески выделяются разнообразием форм — круглых, фестончатых, звездчатых, в форме лунниц и др. Имели хождение среди булгарок и иранские, закавказские, китайские бляхи. К концу домонгольского периода очертания блях усложняются, становятся более дробными.
К середине XIII века в украшении блях начинают фигурировать арабесковые узоры как дань образцам восточного искусства.
Многообразие форм накладных и подвесных блях в украшении одежды, конской сбруи, как и различные орнаментальные композиции, используемый круг изобразительных мотивов говорят о тесной связи творчества булгарских мастеров по художественному металлу с народными представлениями и воззрениями, мифологической системой образного мышления, что оставило свой вклад не только на украшениях и объектах культового зодчества, но и в других проявлениях декоративно-прикладного искусства жителей Волжской Булгарии. Об этом читайте в наших дальнейших материалах.
Ильмира Гафиятуллина, Казань