Противостояние кадимистов и джадидистов. Насколько остры были разногласия?

На страницах дореволюционных татарских газет и журналов разгорались жаркие дискуссии по вопросам религии, реформ религиозного и светского просвещения. Одним из участников такой полемики был известный публицист и общественный деятель Юсуф Акчура, работавший в то время специальным корреспондентом оренбургской татарской газеты «Вакыт» («Время») в Стамбуле. В 442 номере за 12 марта 1909 года он опубликовал статью о дебатах в Милли междлисе (Национальном собрании) Турции по вопросам религии и религиозного образования.

Islam-today продолжает публикацию статьи

В некоторых вопросах нет единства среди тех, кто носит фески и водружает на голову чалму. Нет даже единого мнения и в среде священнослужителей. Есть имамы, которые являются сторонниками партии «Иттихад ва таракки» или движения «Джамгияте гильмия», а есть и такие, кто стоит во взглядах на крайних правых позициях. В российской действительности  такие разногласия среди мусульман наиболее зримо проявились во взглядах на реформу преподавания в наших медресе. Сегодня для каждого разумного человека очевидна истина, которая не подлежит сомнению, что уровень образованности наших ученых-богословов не соответствует требованиям времени. Непризнание этого грозит тяжелыми последствиями для исламского сообщества. В связи с этим на память приходит хадис, в котором говорится: «Есть одно незаменимое и испытанное средство оживления разума – школы и медресе».

Религиозные деятели-сторонники «Иттихад ва таракки» для того, чтобы обсудить вопросы обновления системы просвещения провели свои заседания. На них были приглашены и ученые, придерживающиеся правых взглядов. Я также принял участие в этом обсуждении. И что характерно, ученые срезу же разделились на сторонников «усуль кадим» и тех, кто отстаивает «усуль джадид», а среди последних нашлись и такие, кто понимал джадидизм как наши Галимджан хазрат и Исмагил бек (здесь имеются в виду Галимджан Баруди и Исмагил Гаспринский). Таким образом, та шумиха по поводу преобразований в системе просвещения, которая наблюдалась у нас в России, здесь в Турции охватила депутатов парламента и зал заседаний Национального собрания. Сторонники преобразований в системе просвещения выступили даже с инициативой создания «Медресе «Иттихад ва таракки», которая послужила бы примером в организации джадидистских учебных заведений по всей стране. Была предложена и соответствующая учебная программа. Участвовавшие в заседании представители консервативных взглядов, не преминули выступить с рядом критических замечаний по некоторым пунктам этой программы, хотя еще и не разобрались в полной степени в самой сути  документа. Например, они сходу отвергали преподавание в медресе «Илем уль-гыйна» (музыки и пения), и напротив, книга «Шарх мувакиф» («Вакуф») непременно должна изучаться.

Здесь уместно напомнить, они отрицают музыку и пение, в то время, как и пение и музыка звучат повсеместно по пять раз в сутки в мечетях, когда имамы, муэдзины и кари (выучившие наизусть Коран) читают нараспев Благородный Коран или провозглашают азан, призывая правоверных на намаз. Возможно, мои соотечественники из числа имамов будут несказанно удивлены позицией, которую занимают по вопросам музыки и пения их коллеги в Стамбуле. Однако им не стоит торопиться делать выводы. А ведь они во время служб в своих мечетях при совершении намазов таравих, пятничных намазов и провозглашения праздничных хутб активно прибегают к мелодике, только вот я не помню, чтобы кто-то из них не проявил  инициативу о введении в учебную программу медресе уроков музыки и пения, с тем, чтобы шакирды имели навыки правильно распоряжаться своим голосом, распределять дыхание, имели представление о хоровом песнопении. Напротив они нередко гневаются на тех людей, которые выступают с подобными предложениями и даже клеймят и позорят их в своих речах.

(Продолжение следует)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle