Популярный в народе напиток, который стал важным элементом суфийских зикров

Многовековая история османской кофейной традиции (Источник фото: ru.freepik.com).

Многовековая история османской кофейной традиции (Источник фото: ru.freepik.com).

Предполагается, что впервые в Османской империи кофе появился в XVI веке. В наши дни традиция пить кофе распространилась по всему миру. Однако мало кто знает, что эта традиция получила широкое распространение благодаря Османской империи.

В Турции в народе даже существует такая поговорка: «Выпитая чашка кофе будет в памяти сорок лет». Если даже и будет в памяти сорок лет, то сама история появления кофе в Османской империи насчитывает более пяти столетий. За этот период кофе превратился в важную часть турецкой культуры и фольклора. В последующем через Стамбул кофе попал в Европу и распространился по всему миру. Поэтому можно сказать, что именно Стамбулу мир обязан столь быстрому распространению этого напитка.

В Османской империи кофе появился примерно в 1540 году. Согласно историческим источникам кофе был привезен в Стамбул Оздемиром Пашой, османским наместником Йемена, который заметил отличительные особенности кофейного напитка. Оздемир Паша предложил кофе султану Сулейману Великолепному, которому этот напиток так понравился, что слуги дворца Топкапы придумали особый способ его приготовления.

Эпоха султана Сулеймана – это настоящий прорыв в истории кофе, так как в эту эпоху он стал проникать в османское общество. Слуги османского султана взяли кофейные зерна, измельчили их и сварили в специальном кувшине, новый напиток произвел впечатление на султана Сулеймана Великолепного и его жену Хюррем Султан.

Женщина, которая по своему влиянию превзошла Хюррем Султан
Это одна из выдающихся фигур в эпоху, известную как Султанат женщин. В ее руках была сосредоточена огромная власть... Одни историки полагают, что она украинка, а другие – русская.
22.01.2021
8010

Дворцовый кофейный ритуал был богато украшен. Перед подачей кофе, комнату обычно окуривали ладаном, а еще подавали благовония из розовой воды, а также лукум со вкусом розы, в само кофе добавляли кардамон или амбру.

Из султанского дворца кофе распространился среди знати по всей стране, а затем кофе стал неотъемлемой частью турецкой культуры. В 1544 году два сирийских араба открыли первую кофейню в Стамбуле, и тогда шейх Бостанзаде Мехмед Эфенди издал фетву, в которой говорилось, что кофе не запрещен, а скорее полезен и желателен. Привычка употреблять кофе стала распространяться повсеместно.

Кофейная культура простых людей не была столь изысканной, но кофейни для низшего класса также выполняли важные политические, духовные, религиозные и даже военные функции. Первые кофейни, открывшиеся в Османской империи, были ориентированы на обслуживание своих районов. Позже появилось много видов кофеен, таких как торговые, янычарские, ремесленные и другие. Существовали также кофейни для курильщиков кальяна, кофейни для публичных рассказчиков, а также кофейни для ашигов – народных поэтов и музыкантов.

Турецкий кофе обычно готовил профессиональный работник по имени «кахведжи уста». Такой уста присутствовал в большинстве османских дворцов, чтобы готовить кофе для знати и богатых османских граждан. Вскоре количество профессиональных кофеен в стране стало увеличиваться, и многие из уста открыли свои собственные кофейни.

Таким образом кофейни стали важной частью османского общества и являются неотъемлемой частью истории турецкого кофе. В XVII веке количество кофеен значительно увеличилось, известно, что во время правления султана Мурада III их количество было более 600. Кофейни стали активно открываться не только в Стамбуле, но и за пределами столицы: в Конье, Газиантепе, Мардине и в целом по всей Анатолии. Однако позже для кофе в Османской империи наступили сложные времена.

Султан Мурад IV, известный как «Завоеватель Багдада», издал указ о закрытии кофеен. Основная причина такого решения султана заключалась в том, что кофейни превратились в места, где организовывались многие антигосударственные политические собрания с целью противодействия официальным властям.

Именно в начале XVII века кофе из Стамбула попадает в Европу. В 1615 году венецианские купцы, приехавшие в Стамбул, привезли этот уже любимый турками напиток в свою страну. Это был первый случай в истории кофе, когда с ним широко познакомились европейцы. Уже в 1645 году была открыта первая итальянская кофейня. В 1643 году кофе достиг Парижа, а в 1651 году появился в Лондоне и в последующем распространился по всему европейскому континенту.

В XVII веке Стамбул был крупнейшим центром торговли кофе в мире. В городе продавались все виды кофе из разных стран мира, поэтому сюда приезжали европейцы, чтобы импортировать его в свои страны. Торговля кофе между Османской империей и Бразилией впервые началась в 1727 году, когда империя импортировала кофейные зерна из Бразилии в дополнение к йеменским кофейным зернам.

Эпоха султана Абдулазиза и султана Абдулхамида II считаются золотым веком кофе в Османской империи. В это время кофейни и культура употребления кофе широко распространились по всей стране. Кофе также распространился за пределами Османской империи, и термин «турецкий кофе» был известен в ту эпоху по всей Европе, ведь именно турки преуспели в приготовлении этого знаменитого горячего напитка.

Особая кофейная традиция является важнейшим элементом турецкой культуры и турецкого уклада жизни. Женщины встречались друг с другом, чтобы выпить кофе и поесть сладости, в особенности лукум. Мужчины же собирались в кофейнях, чтобы обсудить политику и поиграть в нарды. Османские кофейни стали социальными учреждениями, где можно было встретиться со знакомыми и приятно пообщаться за чашечкой горячего кофе. Именно в кофейнях стала организовываться новая форма сатирической, политической и социальной критики под названием «Театр теней», где куклы Карагёз и Хадживат в своих выступлениях отражали насущные проблемы общества. 

Значительную роль кофе стал играть и в религиозной жизни. Этот напиток превратился в важный элемент суфийских зикров. Кофе ценился за повышение энергии и концентрации суфиев во время ночных радений. У кофеен даже был свой религиозный покровитель – шейх Шазели. Вплоть до XIX века на всех стамбульских кофейнях была табличка с надписью: «Наша кофейня каждое утро открывается с бисмиллахом. Его святейшество Шейх Шазели – наш покровитель».

"Селим-пьяница!": недостойные прозвища и клевета на султанов Османской империи
Невежественные люди, не без помощи врагов падишаха, связали это событие с богобоязненностью Султана Сулеймана и якобы пристрастием к алкоголю Султана Селима ll. По причине чего он, якобы, отменил запрет отца...
29.05.2020
32602
Социальные комментарии Cackle