Фото: Ислам-тудей.
Из четырех основных мировых религий, их отдельных ветвей и направлений, представленных в России, ислам ранее других оказался в сфере влияния государства, исторически ориентированного на православие. С присоединением очередной мусульманской территории «мусульманский вопрос» каждый раз возникал заново и решался с учетом реалий времени и местной специфики.
Несколько столетий активного взаимодействия с исламским миром обозначили два основных подхода самодержавия к проблеме. Первый заключался в стремлении освоить новые земли и подчинить мусульманские народы путем прямого насилия, связанного с политикой колонизации, христианизации и русификации. Второй – в попытках сохранить традиционный уклад жизни мусульман и найти пути диалога с исламским сообществом.
Между этими крайностями можно обнаружить промежуточные варианты решения мусульманского вопроса, различавшиеся степенью жесткости или мягкости к инаковерующим. Случалось, что на просторах необъятной Российской империи сосуществовали во времени территории противостояния православия и ислама с зонами их мирного взаимодействия.
Преобладающим трендом в религиозной политике государства была эволюция от жестких форм ее проведения к более гибким и прагматичным формам. Наиболее показательный регион с точки зрения динамики данного процесса – Среднее Поволжье. На протяжении столетий его территория являлась самым северным форпостом ислама. Здесь располагалось Казанское ханство (1438–1552), завоевание которого Москвой А. Каппелер считает ключевым, эпохальным событием в истории России, важнейшим этапом на пути ее превращения в мультирелигиозную и полиэтничную империю.
Кто приобщил к исламу Астраханское ханство?
Долгое время Среднее Поволжье служило своеобразным полигоном для обкатки различных подходов в национальной политике, а также законодательных актов, ее регулировавших. По мере расширения границ империи приобретенный здесь опыт находил применение в других мусульманских ареалах.
В литературе принято выделять два этапа в отношениях российского государства с исламом. Первый, 1552–1789 гг., так называемый «гонимый» период, характеризуется жестким административным и экономическим давлением на последователей ислама. На втором этапе, 1789–1917 гг., государство отказывается от открытых гонений на мусульман, ислам превращается в «терпимую» религию. Рубежом между этапами выступает 1789 г. – время создания Оренбургского магометанского духовного собрания.
Не отказываясь от данной периодизации в целом, отметим, что она упрощает и не совсем точно отражает эволюцию религиозной политики самодержавия, отличавшейся цикличным характером, когда периоды преследования ислама чередовались с периодами сравнительно свободного существования. Внутри условно «гонимого» периода присутствовали продолжительные отрезки времени, когда отношение государства к мусульманам было вполне толерантным. И, напротив, даже во второй половине XIX столетия, когда Россия уже вступила на путь буржуазного развития, мусульмане сталкивались с ограничениями, связанными с их конфессиональной принадлежностью.
Ислам как стержень народной культуры в Казанском ханстве
Как правило, положение ислама в государстве определялось совокупностью внешне- и внутриполитических факторов, как объективных, так и субъективных. Важнейшим направлением религиозной политики в отношении татар и других «инородцев» края стала христианизация. Руководство процессом осуществляла Казанская епархия: учрежденная 3 февраля 1555 г., она занимала в русской церковной иерархии второе место после Новгородской епархии. С целью более успешного ведения миссионерской деятельности в 1731 г. в Свияжске была организована специальная комиссия, позже преобразованная в Новокрещенскую контору, а в 1842 г. в Казани учреждена Духовная Академия.
Однако сразу же после присоединения Казанского ханства к Московии в октябре 1552 г. в регионе вспыхнуло восстание нерусских народов, которое удалось подавить лишь в 1557 г. Оно вынудило государство отказаться от первоначально задуманного курса на форсированную религиозную ассимиляцию в пользу отдаленного по времени, но более безопасного для самодержавия варианта.
В царской «наказной памяти», данной в мае 1555 г. архиепископу Гурию, назначенному главой недавно учрежденной Казанской епархии, предписывалось воздерживаться от насильственной христианизации нерусских народов и крестить только тех «иноверцев», которые сами пожелают.
Продолжение следует...
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина