Первая соборная мечеть города Уфы. Фото начала ХХ века
Начиная с середины XVI вв. взаимодействие правителей Московского государства с нерусскими элитами по обеспечению политической лояльности подданных основывалось на предоставлении им гарантии особого статуса, податному населению – автономии религиозно-обрядовой жизни и этноконфессиональной системы образования.
Классическим проявлением такой практики была деятельность Османской империи по регулированию религиозно-культурных потребностей нетитульных групп подданных, получившая в исторической литературе название «система миллет». Такая терпимость к нехристианской вере в европейских странах воспринималась как необычное явление, потому что, по их представлениям, в обязанности государства входило просвещение подчиненных подданных, в том числе их христианизация.
Когда Петр I начал ориентироваться на западную модель развития общества, прагматическая религиозная терпимость государства к мусульманам постепенно канула в Лету. Они стали объектом нового внутриполитического курса светской власти, которая хотела по западному образцу унифицировать подданных в социальном и религиозном плане.
Джадидизм, или как возникло мусульманское реформаторство
Ситуация кардинально начала меняться с учреждением в 1731 г. в Успенском монастыре г. Свияжска Казанской губернии «Комиссии (с 1840 г. – Контора) новокрещенских дел». Активное и массовое крещение мусульман с привлечением государственных средств и широким использованием мер административно-судебного давления развернулось с 1740 г. при императрице Елизавете Петровне.
Когда миссионеры столкнулись с сильным влиянием мусульман на новокрещеных, появился указ от 19 ноября 1742 г. о запрете строительства мечетей в селениях, где мусульмане живут совместно с православными, а в Казанской, Нижегородской, Астраханской и Сибирской губерниях был осуществлен их массовый снос. В Приуралье, которое не входило в орбиту деятельности «Конторы новокрещенских дел» и куда в этот период массово переселялись из Среднего Поволжья мусульмане, сенатским указом от 20 февраля 1744 г. был введен запрет на строительство новых мечетей близ селений «новокрещеных иноверцев».
Религиозные притеснения вызвали многочисленные жалобы. Правительство на совместном заседании Сената и Синода разработало правила постройки новых мечетей. Указом от 22 июня 1744 г. впервые было объявлено об установлении правительственного контроля над исламским культовым строительством, означавшее юридическое признание мечетей, которые разрешалось возводить исключительно в моноконфессиональных селениях (а в городах – в отдельно стоящих от посада татарских слободах).
1. Образцовый проект мечети. 1829 г. 2. Один из вариантов плана и фасада соборной мечети. 1843г. 3. План и фасад деревянной соборной мечети в г. Чистополе Казанской губернии 1859г., составленный по одному из образцовых проектов 1843 г.
Указом был определен норматив численности мусульманского прихода (200–300 ревизских душ мужского пола), дозволяющий жителям обзавестись богослужебным заведением, предоставлялась возможность восстановления ранее упраздненных мечетей, признавались легитимными лишь общественные богослужебные заведения, что означало невозможность в будущем строить «домовые» мечети при учебных заведениях или усадьбах.
Если по закону 1744 г. в поликонфессиональных населенных пунктах запрещалось открытие исламских культовых зданий, то указ от 23 августа 1756 г. смягчил это правило, дозволяя мечетестроительство при условии предварительного переселения властями новокрещенцев.
Итак, вышеназванными законодательными актами были определены два условия мечетестроительства:
1) норматив прихожан и 2) отсутствие новокрещенцев в населенном пункте.
Взамен предоставленной льготе от выборных мусульманских духовных лиц требовалось:
1) не вовлекать в ислам русских и новокрещенцев; 2) толерантно относиться к посещающим их селения миссионерам и не препятствовать крещению единоверцев.
Старейшая и престижная: Апанаевская мечеть Казани отмечает своё 255-летие
Возможность строительства каменных мечетей в городах была дана Екатериной II указом от 17 июня 1773 г. Поводом для появления этого документа стала жалоба местного архиерея, оспорившего устное разрешение императрицы на строительство двух богослужебных зданий, данное ею слободским татарам во время посещения Казани в 1767 г. Указом предписывалось архиереям не вмешиваться в дела, касающиеся до всех иноверных вероисповеданий, а предоставлять их в рассмотрение светской власти.
Этот указ вошел в историю как законодательный акт, установивший конфессиональную терпимость в отношении ислама, и был важным элементом политики «просвещенной монархии», составной частью которой стало также упразднение в 1764 г. «Конторы новокрещенских дел», занимавшейся крещением мусульман.
Официальное признание ислама означало назревшую необходимость создания нормативно-правовой базы для регулирования стабильных государственно-церковных отношений. Установление сотрудничества с элитами мусульманского сообщества выразилось в учреждении в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), которое начало проводить экзамен для избранных приходскими обществами будущих духовных лиц, которые затем назначались губернским/областным правлением на духовную должность. С 1801 г. требовалось согласие религиозного управления на строительство мечетей .
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина