«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-Today продолжает публикацию очерка.
Чтобы иметь полное представление о бахаизме, мы решили осмотреть гробницу одного из основоположников данного мазхаба досточтимого Баба, благо, что его могила была расположена неподалеку у подножия горы Аль-Кармаль. И это захоронение было в виде дворца, окруженного со всех сторон цветущими плодовыми деревьями. Гробница располагалась в центре большого помещения, устланного дорогими персидскими коврами ручной работы. И здесь было множество зажженных свеч. По богатству это захоронение не уступает склепу Бахауллы, который мы осмотрели ранее. В одной из комнат развернута экспозиция с личными вещами и рукописями Баба.
Стены украшены множеством портретов и в том числе первого халифа – Бахауллы и второго Гиаса. Среди экспонатов особо привлекают внимание изящно выполненные образцы письма на фарси и турецком. Нам объяснили, что автором этих каллиграфических шедевров является известный иранский хаттат-каллиграф XIX века Маскю Калям. Здание также окружено ярким цветником. Это показывает, что бахаи не равнодушны к природе и в, частности, к благоухающим цветам. В наших планах было нанести визит и к самому господину Шауки, однако нам сказали, что он в отъезде.
Все что мы здесь увидели, указывало на то, что все это создавалось и существует благодаря огромным финансовым затратам, однако мне было невдомек сам источник материальных ресурсов. Нам пытались объяснить, что львиную долю расходов покрывают пожертвования мюридов, но признаков этого мы не обнаружили. Среди последователей бахаизма арабов нет, говорят, что имеются мюриды в Иране и много их в Индии. Известен также один индийский принц по имени Ага хан, проживающий в Лондоне. Мне рассказали о том, что в американском Чикаго построен храм бахаи, приспособленный для совершения религиозных ритуалов представителям шести религий, будто бы в этом храме имеются шесть отдельных входов. Насколько все это соответствует действительности для нас осталось загадкой. Главное я не смог получить ответа на вопрос, так кто же финансирует все это.
Вернувшись в Хайфу, я попытался в беседах с моими новыми знакомыми найти ответ на этот животрепещущий вопрос и вот что выяснил: во время войны в общине бахаистов скрывалось множество агентов английской разведки, которые были разоблачены турками. К моему изначальному вопросу добавились еще масса вопросов. И главное можно было сделать вывод о том, что все эти здания и дворцы, парки с цветущими садами и клумбами искусственно создавались недругами Ислама и мусульманского мира с целью разобщить умму, противопоставить одну ее часть против другой.
Они подобно лаборатории по размножению опасных микробов и бактерий непрерывно работали против нашей веры. Мусульманское сообщество в XIX веке пробуждалось от долгого сна, вело поиск путей выхода из создавшегося положения, а недруги нашей религии стремились воспользоваться удобным моментом и раздробить умму, направить мусульман по ложному пути. Мне представлялось, что вот эти новоиспеченные лидеры как Баба, Бахаулла и иже с ними, возможно, по недомыслию, а может и со злым умыслом превратились в игрушку в руках недругов Ислама. Думается, что бабизм представляет из себя нечто подобное событиям «а ля Лоуренс». (Здесь автор имеет в виду Томаса Эдварда Лоуренса, (1888-1935) английского военного и путешественника, сыгравшего большую роль в военных действиях на Аравийском полуострове в 1916-1918 гг. прим. Islam-today)
Мои размышления на эту тему перемежались с виденным и теми людьми, с которыми мне пришлось общаться в Гакке. И вдруг в моей памяти возник образ того азербайджанца, который сопровождал нас во время экскурсии. Я вспомнил, что где-то встречал его прежде. Память вернула меня в Берлин, и я живо представил, как однажды во время обеда в ресторане за соседним столиком обратил внимание на молодых ребят, которые оживленно беседовали, легко общаясь между собой на немецком, русском, турецком, армянском и персидском языках. Они были так непосредственны и раскованны, что весьма свойственно молодежи. Это были представители «новой волны», которая зародилась в начале XX века, и, желая спасти народ от хищных когтей капитализма продвигала идею объединения всех наций планеты.
Они служили своего рода инструментом в руках большевистских вождей в деле «освобождения Востока». Именно эта молодежь принялась переводить труды Ленина на персидский и турецкий языки, стремились приукрасить и подсластить идеи коммунизма и приспособить их для новых условий. Невольно напрашивается вопрос, не служат ли тем же самым целям бабаисты XIX века и ленинцы века двадцатого? Очевидно, что источники благодаря которым подпитываются эти две идеологии совершенно разные, а вот суть их сводится к одному. Эти вопросы не давали мне покоя в Палестине. Ответ на них я ищу до сих пор.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.