История проживания мусульман в Стамбуле начинается задолго до его завоевания.
Мусульманские армии осаждали столицу Византии несколько раз и разбивали свои лагеря в разных местах вокруг нее. Они оставили после себя многочисленные следы своего пребывания, в том числе и мечети, и суфийские обители (ханаки).
Даже тем, кто интересуется историей Турции, едва ли известно в каком месте в Стамбуле впервые прозвучал азан.
Как рассказывает исследователь истории Стамбула Сулейман Гёнчоглу в районах, прилегающих к Босфору: Джибали, Кожмаустафапаша, Гёзчюбаба Теккеси, Арап Джами, Анадолу Хисари, Айдос Калеси можно найти многочисленные следы пребывания мусульман во времена, предшествовавшие 1453 году.
Среди них особо выделяется Арап Джами – Арабская мечеть. Мечеть – символ присутствия мусульман. Считается, что это первая мечеть в Стамбуле, которая появилась еще до завоевания города, и первый азан прозвучал именно оттуда.
Согласно историческим источникам в 722 году исламская армия в пятый раз осадила Константинополь. Осада длилась целый год. Но армия смогла захватить только район Галата. Командующий армией Маслама бин Абдулмалик достиг соглашения с правителем Византии, согласно которому мусульманам было разрешено поселиться в Галате. Первым делом мусульманские поселенцы построили мечеть.
Однако византийцы нарушили договор и убили мусульман, а мечеть превратили в церковь.
Как рассказывает все тот же Гёнчюоглу, убитых похоронили в районе Шишли. В настоящее время идет реставрация Арабской мечети.
Кроме этого следы проживания мусульман, которые принимали участие в осадах Константинополя, а потом оставались там жить на некоторое время, сохранились в районах Джибали и Коджамустафапаша. Здесь во время восьмой осады города в 869 году они основали три поселения.
Что касается собственно турок, то их присутствие в Константинополе прослеживается как минимум за столетие до его завоевания Мехмедом Фатихом. Гёзчубаба Теккеси, располагающаяся ныне в районе Кадыкой стал их первым местом поселения около тогдашней столицы Византийской империи.
Все дело в том, что после завоевания Бурсы правитель Османов Орхан-бей направил дервишей для слежения за действиями византийцев. Эти дервиши основали текке (дервишескую обитель) по названию которой теперь известна эта местность. Название «Гёзчубаба», которое можно перевести как «отец-наблюдатель» происходит от места, с которого дервиши вели свои наблюдения.
Впрочем, некоторые историки считают, что так звали человека, который руководил сбором сведений и наблюдениями по заданию османского правителя. Дервишеская обитель (текке) сохранилась до наших дней и в данный момент находится в стадии реставрации.
Еще одно свидетельство пребывания мусульман в Константинополе и вокруг него до 1453 года – кладбище Карачуахмет – первое мусульманское кладбище в городе.
Турки селились не только в пригородах, но оседали и в самом городе, и мест их компактного проживания со временем становилось все больше и больше. Первым из них стал квартал Джибаликапы. После очередной осады города под руководством Баязида Йылдырыма византийский император Мануил II Палеолог заключил с ним соглашение, которым предусматривалось строительство мусульманского квартала внутри стен Константинополя. Позже император согласился и на строительство мечети в этом квартале, назначение в нее имама и произнесение проповеди с упоминанием имени султана Баязида.
Еще одним местом присутствия мусульман в столице Византийской империи были район Ускюдар. Здесь турки занимались производством тканей и литьем металлов.
В 1393 году на азиатском берегу Босфора по приказу султана Баязида I была построена крепость Анадолухисары, которая предназначалась для подготовки осады Константинополя. Крепость была расположена в самой узкой части пролива, ширина которого в этой части составляет 660 метров.
Анадолухисары является самым старым турецким архитектурным сооружением в Стамбуле. К северу от крепости расположен мост Султана Мехмеда Фатиха.
Позднее, в 1452 году, напротив Анадолухисары была построена новая крепость Румелихисар, после чего Босфор стал полностью контролироваться Османской империей.
Во время последней осады Константинополя духовный наставник султана Мехмеда II суфийский шейх Ак-Шамседдин нашел недалеко от города могилу Абу Аюба аль-Ансари — одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. После взятия Константинополя Мехмед II распорядился возвести над могилой Абу Аюба мечеть. Это была первая мечеть, построенная в Стамбуле, рядом с ней были возведены баня, медресе и общественная столовая. Кроме этого здесь отвели место под кладбище, где со временем начали хоронить высших сановников Османской империи. В ходе расширения территории города Эюп (так турки произносили имя Аюба) очутился в пределах городской черты и стал одним из его районов.
Ильдар Мухамеджанов