Татарский шейх с прозвищем «драгоценность Аллаха»

Татарский шейх, названный «драгоценностью Аллаха» (Источник фото: yandex.ru).

Татарский шейх, названный «драгоценностью Аллаха» (Источник фото: yandex.ru).

Среди последователей учения пророка Мухаммада (с.а.с.) из числа сыновей татарского народа особое место занимает шейх Зайнулла Расулев, который не просто работал над своим иманом, но также трудился над укреплением позиций ислама и искренности среди российских мусульман.

Родился шейх в ауле Шариф 28 марта 1833 года Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Шарипово Учалинского района РБ) в дне празднования Курбан-байрама. Неудивительно, что родители приняли решение назвать мальчика Зайнуллах – «драгоценность Аллаха». Его отцом был сельский имам Хабибулла Расулев, а предок Зайнуллы в седьмом поколении – шейх Мурад Кабул был известен святостью в тех краях.

Начальное образование Зайнулла получил в медресе села Ахуново нынешнего Учалинского района Республики Башкортостан, а затем поехал учиться в уездный город Троицк в медресе муллы Ахмада аль-Мункари. По окончании учебы был определён имам-хатыйбом в аул Ак-Кужа, который находился рядом с его родной деревней. Именно находясь здесь Зайнулла Расулев сделал окончательный выбор собственного пути, с которого не сойдёт до самой своей смерти. Чувствуя в себе огромный потенциал творческих сил, подкрепляемых мощью духа, он решил встать на путь духовного подвижничества.

В 1870 году Зайнулла Расулев отправляется в хадж. Однако по пути в Мекку и Медину он останавливается в Стамбуле и встречается с Зия ад-Дином Гюмюшханеви – самым выдающимся шейхом братства Накшбандийа-Халидийа Османской империи того времени. Шейх вёл активную просветительскую и общественную деятельность. Зайнулла был вдохновлён этим и стал мюридом шейха, став, таким образом, членом сразу двух ответвлений братства Накшбандийа – Муджадидийа и Халидийа и учеником двух шейхов.

Получив иджазу, т.е. свидетельство о присвоении степени шейха и разрешение на обучение собственных последователей, Зайнулла вернулся на родину. Из-за подозрительности властей и враждебности со стороны завистников, шейх долгое время подвергался гонениям и даже был в ссылке. В 1881 году он вернулся на родину, служил имамом в ауле Ак-Кужа, а после ещё раз отправился в хадж, где вновь посетил Гюмюшенави. Вернувшись домой, в 1883 году он был назначен на должность имама новой городской мечети Троицка, где и основал знаменитое новометодное медресе «Расулийа».

Именно благодаря личности шейха Троицк стал одним из крупнейших мусульманских образовательных центров Российской империи. Об этом говорит и тот факт, что на пятничный намаз мечеть не могла вместить всех желающих – кому-то приходилось молиться во дворе мечети или рядом на лужайке.

Во время хутб и на занятиях с шакирдами Зайнулла-ишан призывал к скромному образу жизни, честному труду, терпению, учил помогать бедным, больным, старикам и сиротам.

(Фото: google.com).

(Фото: google.com).

Медресе «Расулийя», построенное рядом с мечетью Зайнуллы-ишана завоевало репутацию одного из лучших среди татар, башкир и казахов. В программу обучения входили такие дисциплины, как вероучение, русский, арабский и тюркские языки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математика, российская, тюркская и всеобщая история, историю ислама, теология, мусульманское право, этика, гигиена, география, естествоведение, физика, химия, зоология и педагогика.

В 1908 г. Зайнулла Расулев вместе с тремя другими авторитетными знатоками ислама Троицка опубликовал фетву, в которой высказал мнение о важности изучения в медресе светских предметов, если это делается не в ущерб религиозным дисциплинам. Многих шакирдов, обучавшихся в медресе, Зайнулла Расулев поддерживал собственными средствами, давая бедным, но талантливым ученикам возможность закончить образование.

Религиозное или светское образование: что важнее?
Какое образование дать ребенку в первую очередь? Когда и как правильно привить любовь к исламу? И что нужно знать родителям, прежде чем браться за обучение...
18.03.2021
734

Французский востоковед Александр Бенигсен назвал медресе Расулева «одним из лучших академических институтов во всем мусульманском мире», а профессор Кембриджского университета Хамид Алгар писал: «…благодаря Зайнулле Расулеву Троицк превратился в основной центр обучения для мусульман Российской империи, а также в базу для дальнейшего распространения суфийского братства Халидийа-Накшбандийа».

Зайнулла Расулев оставил весьма скромное письменное наследие в виде сборника работ под названием «Макалят Зайнийа». Тем не менее, даже в своих немногочисленных работах он сумел выразить свое кредо. Так, в статье «О втором пришествии Иисуса» он позиционирует себя как представитель «ахль ас-сунна ва-л-джама‘а», т.е. принятым определением мусульман-суннитов. В работе «О жизни святого Хызра» он подвергает критике отцов салафизма и ваххабизма – ибн Таймийя и его ученика ибн Каййима ал Джаузййя. Зайнулла Расулев уже в начале XX века предвидел угрозы, которые таили в себе чужеродные учения.

Шейх покинул этот мир 2 февраля 1917 года в возрасте 84 лет. У него было шесть сыновей.

Социальные комментарии Cackle