В годы правления халифа Умара главнокомандующим исламской армией был Халид б. Валид (р.а.). Но затем халиф освободил его от этой должности и на его место назначил Са᾿да б. Аби Ваккаса (р.а.).
По истечении некоторого срока Са᾿д б. Аби Ваккас (р.а.) задумал построить себе дом в городе Куфе. Его земельный участок с одной стороны был смежным с участком одного язычника.
Достопочтенный Са᾿д вызвал к себе этого огнепоклонника и сказал ему: «Продай мне этот дом».
Хоть он и предлагал хорошие деньги, но язычник и слушать не хотел ни о какой продаже. Присутствующие сказали: «Нет никакой надобности так униженно просить этого язычника. Ты просто забери тот дом и отдай ему деньги».
Услышав эти слова, язычник очень испугался, что достопочтенный Са᾿д так и поступит. Придя домой, он рассказал жене о положении дел. Женщина посоветовала: «У них есть правитель, которого зовут повелителем правоверных Умаром. Ты поезжай к нему и пожалуйся на Са᾿да. Если он прикажет, то Са᾿д отстанет от нас».
Огнепоклонник поехал в Лучезарную Медину и спросил там, где находится дворец повелителя правоверных. Ему сказали, что халиф вышел за город, в степь. Язычник подумал, что хазрати Умар, выехал со своей свитой на охоту, как делали падишахи.
Он вышел за городские ворота и стал наблюдать округу. Он с нетерпением ждал, с какой стороны покажется халиф с пышным видом в сопровождении множества слуг. Однако ни с какой стороны не наблюдалось никакого движения.
В это время халиф Умар мирно спал на голой земле, подложив под голову свой кнут. Язычник видел его, но никак не думал, что это и есть повелитель правоверных. Он разбудил его и спросил: «В каком направлении поехал повелитель правоверных?»
«Что ты с ним будешь делать? Чего ты хочешь?» – спросил хазрати Умар.
«Я прибыл пожаловаться на Са᾿да. Он хочет силой и хитростью отобрать у меня дом», – ответил язычник.
Умар (р.а.) тотчас вскочил, и они вместе с язычником пришли в дом халифа, который велел слуге принести лист бумаги. Он хотел написать Са᾿ду письмо, но слуга не нашел бумаги. Тогда он велел принести кусочек кожи. Слуга и ее не нашел.
«Тогда принеси кусочек кости», – велел достопочтенный Умар.
Слуга нашел лопаточную кость барана и принес. На этой кости халиф Умар начертал: «Бисмилляхиррахманиррахим. О, Са᾿д! Когда получишь эту записку, удовлетвори просьбу своего соперника или же немедленно явись ко мне».
Лопаточную кость он передал язычнику, и тот с этой запиской поехал домой. Когда он приехал, жена спросила: «Ну, как все прошло? Увиделся с ним?»
Язычник начал ныть, говоря: «Я с большими трудностями преодолел такое большое расстояние, а мне в руки дали лишь кусок бараньей кости с какой-то записью».
«Привезенную тобой вещь покажи Са᾿ду. Посмотрим, что он скажет», – сказала женщина.
Интересно: Почему иудеи считали мекканских язычников лучше мусульман?
Язычник встал и отправился к месту стоянки Са᾿да б. Аби Ваккаса (р.а.). К этому времени достопочтенный Са᾿д, завершив свой намаз, сидел у дверей штаба. Войска стояли перед ним, выстроившись в ряды. Язычник отдал кость.
Как только достопочтенный Са᾿д понял, что это написано повелителем правоверных Умаром (р.а.), то сразу переменился в лице.
«Чего бы тебе ни хотелось, говори здесь. Не вынуждай меня предстать перед взором халифа Умара. Я не выдержу его нагоняя».
После этих слов язычник упал в обморок. Через некоторое время придя в себя, он промолвил: «Эй, Са᾿д, разъясни мне ислам». Так он стал мусульманином и по собственному желанию продал свой дом. Позже у этого язычника спросили: «По какой причине ты стал мусульманином?»
Бывший огнепоклонник ответил так:
«Я увидел их правителя в старой одежде. У него не было даже подштанников. Подложив под голову свой кнут, он спал на голой земле подобно дервишам. И тогда я понял, что благоговение перед этим человеком заняло прочное место в народной душе. Я сказал себе: «Если в этой религии есть такой правитель, то это истинная религия».
Отсюда становится понятным, насколько благословенная и ценная вещь – справедливость!
Из книги Шамседдина Сиваси «Предания о четырех халифах»
Все фото: shutterstock.com