Ахмадзаки хазрат Сафиуллин родился 28 марта 1896 года (по документам в 1898 году) в деревне Колбай-Мораса (Кульбаево-Мараса) Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район республики Татарстан). Мать Ахмадзаки хазрата рано овдовела и семеро детей остались сиротами. Потеряв кормильца, семья оказалась в положении деревенской бедноты.
Несмотря на это мать увидела в юном Ахмадзаки стремление получать знания и приложила все усилия чтобы отправить сына на учебу в соседнюю деревню Кизляу, где находилось знаменитое Кизляуское медресе. Так как семья была бедной, он обеспечивал себя сам, помогая в обучении менее успешных в учебе шакирдов из обеспеченных семей. Можно сказать, что они стали его первыми учениками.
После окончания медресе он вернулся в родную деревню, стал ее имамом и женился на вдове прежнего муллы. Это были сложные времена – две революции и Гражданская война. С приходом к власти большевиков начались репрессии против служителей культа. Ученики предупредили Ахмадзаки хазрата, что скоро придут и за ним. Поэтому он в месте с семьей был вынужден бежать Среднюю Азию. В итоге они оказалась в Киргизии в городе Ош.
Но по каким-то причинам семья там не прижилась и в начале 1930-х Ахмадзаки хазрат принимает решение вернуться в родные края в Казань. По приезду в город семья некоторое время жила на вокзале, а Ахмадзаки хазрат безуспешно искал работу. В результате старательных поисков ему удалось устроиться чернорабочим в Казанский зооботсад. Ему вместе с семьей была предоставлена 3-комнатная служебная квартира и казанская прописка.
Однако то, как Ахмадзаки хазрат смог найти работу, по словам самого хазрата, было не что иным, как чудом. Вот что об этом в последующем он рассказывал своим ученикам: «Я весь измучился, в поисках работы. Ничего не найдя, перед тем как вернуться к семье, я присел на скамейке, и заплакав стал делать дуа Всевышнему. В это время недалеко от меня откуда-то появился один старик, который, стал меня звать к себе. В ответ, я сказал, что если ему надо, то пусть сам подходит. Старик мне сказал: «Иди сейчас в зоопарк, тебя там возьмут на работу». Когда я приоткрыл глаза, то от старика и след простыл. Я пошел в зоопарк и там меня действительно взяли на работу».
Работая в зоопарке, он начал скрыто обучать исламу всех желающих у себя дома. В последующем Ахмадзаки хазрат стал имамом единственной работавшей в Казани мечети — мечети Марджани.
Фото: https://t.me/ahmadzaki_masjid
Среди его шакирдов много известных российских исламских деятелей в том числе: муфтий ЦДУМР Талгат хазрат Таджуддин, бывшие муфтии Татарстана Габдулла хазрат Галиуллин и Гусман хазрат Исхаков, мухтасиб Казани и имам-хатип мечети Марджани Мансур хазрат Джалялетдинов, имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдулхамид хазрат Зиннатуллин, Камиль хазрат Бикчантаев, Мунир хазрат Валитов и многие другие.
Ахмадзаки хазрат отличался глубокими познаниями и пониманием Священного Корана. Он говорил, что ислам – это не отдельная религия. Начиная от нашего праотца Адама (а.с.) и до Конца света это одна и та же религия. Ислам – это подчинение и предание себя Аллаху. И Адам (а.с.), и Ибрахим (а.с.), и Иса (а.с.) проповедовали одну и ту же религию.
Всевышний создал различные народы, однако перед Аллахом религия – одна. То, что мы сейчас называем исламом является завершающей ступенью истинной религии Аллаха.
Вот что о нем говорит его ученик Талгат хазрат Таджуддин: «Если на одну сторону поставить ученых Аль-Азхара, а на другую Ахмадзаки хазрата, то перевес будет на стороне моего устаза. Таких людей как Ахмадзаки хазрат принято называть не просто «алим» – обладатель энциклопедических знаний, а «алляма» – то есть великий ученый».
Видного устаза не стало 2 июня 1995 года. Ему было 99 лет. Он был похоронен на старом татарском кладбище в Ново-татарской слободе. Да смилуется Всевышний над ним.
"Наставления Ахмадзаки хазрата Сафиуллина – это наследие всем нам"