От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел
Ибн Сина
Всемирно известный Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Сина родился летом 980 года в местечке Афшана недалеко от Бухары. Его отец Абдуллах был чиновником, переселившимся из города Бальх, находившегося на территории империи Сасанидов. В детстве ибн Сина был весьма способным учеником и обладал феноменальной памятью. К 10 годам он выучил Священный Коран. В школе Хусейн вскоре стал самым именитым учеником, и уже к 14 годам обогнал по глубине знаний своих же учителей. Одним из его учителей был именитый Абу Абдуллах Натили, обучивший Ибн Сину основам геометрии, астрономии, философии и логики. С 14 лет, получив прекрасное образование в Бухаре, Ибн Сина стал обучаться самостоятельно. Именно в этот период он познакомился с трудами Аристотеля, понять которые он смог прочитав комментарии Фараби. В 16 лет юный Ибн Сина прекрасно знавший медицину, смог вылечить амира Бухары Нуха ибн Мансура от опасной болезни и стал его придворным лекарем. Здесь же он получил прекрасную возможность изучить собранные в дворцовой библиотеке научные труды, собранные с разных концов света. Однако добившийся головокружительных высот Ибн Сина вскоре должен был эмигрировать из Бухары.
В 1002 году Бухара была взята воинами Махмуда Газнави, а Ибн Сина перебрался в Ургенч. Но и здесь его счастье было недолгим - Махмуд Газневи потребовал отдать к себе на службу именитых ученых находившихся при дворе правителей Хорезма, в числе которых был и Ибн Сина. Но он предпочел бежать и в его жизни началась полоса скитаний. В 1015 году он поселился в Хамадане, где он стал не только лекарем, но и визирем при дворе амира. Однако помимо почитателей, здесь у него появились и недоброжелатели, которые смогли сместить визиря Ибн Сину с занимаемого поста, и требовали смертной казни для него. И все же амир ограничился тем, что выдворил его за пределы своего государства. Но и здесь судьба оказалась благосклонной к Ибн Сине - спустя какое-то время амира вновь хватил недуг, и у него не осталось иного выхода, как вернуть Ибн Сину и восстановить его в должности, причем не только придворного лекаря.
После кончины амира, Ибн Сина, успев побывать несколько месяцев в заточении, перебрался в итоге в Исфахан во двор амира Алаад-Дауля. Здесь он наконец смог спокойно заниматься не только врачебной практикой, но и заниматься научно-исследовательской деятельностью, которая завершилась написанием очередного научного труда. Ибн Сина сопровождал своего правителя во всех походах, в одном из который в 1037 году он заболел недугом, от которой не смог вылечить самого себя. По его завещанию все его рабы были отпущены на волю, а имущество его было роздано нуждающимся. Изначально он был захоронен возле стен Хамадана, однако спустя время, его перезахоронили в усыпальнице правителей в Исфахане.
Несомненно, наибольшая часть его научно-познавательных трудов относятся к медицине. Его пятитомная «Аль-Канун фит-Тибб» («Законы медицины»), также, как и семнадцатитомная «Китаб уш-Шифа» («Книга исцеления»), написанная опираясь как на собственные наблюдения, так и опыт медиков античности, древней Индии и Египта, в последствии переведенная на латынь на протяжении долгих столетий была основным учебником для всех медиков Европы. А его оригинальныйтруд «Урджуза фит-Тибб», в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший.
Ибн Сина был первым кто высказался о заразности оспы, описал различие между холерой и чумой, определил проказу, изучил ряд опухолевых заболеваний. Он посвятил часть своих трудов фармацевтике, описав 2600 лекарственных средств, 1400 из которых растительного происхождения.
Рукописный образец из «Аль-Канун фит-Тибб».
Ибн Сина отмечал большую роль физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Он считал, что человек занимающийся физическими упражнениями по определенному графику нагрузки не будет нуждаться в помощи врачей. Ибо упражнения держат человека в тонусе, без которых он превращается в больного. Также Ибн Сина указывал на необходимость в массаже, закаливании холодной и горячей водой.
Однако медицина была не единственной областью науки, в которой прославился Ибн Сина, так, например, в химии он открыл процесс перегонки эфирных масел.
Написавший немало трудов области психологии, астрономии, философии, механики Ибн Сина совместно с Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах. Он подробно описал классификацию типов музыкальных инструментов, пояснив их строение. Считается также, что именно Ибн Сина является изобретателем смычкового инструмента — гиджака.
Также не обделил своим вниманием Ибн Сина и литературу, а его «Птица», «Саламан и Абсаль» оказали существенное влияние на развитие литературы мусульманских народов.
Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.