Абдулла ибн Аббас - великий сподвижник Пророка Мухаммада (ﷺ), передатчик хадисов, авторитет в области тафсира и фикха


Абу ль-’Аббас ‘Абдулла бин аль ‘Аббас бин ‘Абдильмутталиб аль-Курайши (год смерти 68 по Хиджре/687-88 г по григорианскому)

Сын дяди Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), признанный авторитет в вопросах Тафсира и Фикха, передатчик Хадисов.

‘Абдуллах бин ‘Аббас, более известный как Ибн ‘Аббас, родился в Мекке за три года до переселения Пророка (ﷺ) в Медину (Хиджра), в то время, когда многобожники бойкотировали мусульман. Его мать, Умму Фазль Любаба приняла Ислам сразу после матери правоверных Хадиджи (رضى الله عنها). Сразу после рождения Ибн ‘Аббас был показан Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и был удостоен его молитвы. Его мать была признана неспособной перенести дорогу и потому не переселилась в Медину с другими мусульмнами, а Ибн ‘Аббас остался с ней в Мекке.

Помимо версии, что Ибн ‘Аббас с матерью переселились в Медину по прошествии скорого времени, существует мнение, что они переселись вместе с его отцом, ‘Аббасом, только в год покорения Мекки (630). Ибн ‘Аббас старался как можно больше времени проводить возле Пророка (ﷺ), с целью изучить манеры, нрав и дела Пророка Мухаммада (ﷺ). Ввиду того, что одна из жен Пророка, Маймуна, являлась тетей Ибн ‘Аббаса, его часто оставляли ночевать в ее доме. Своей любовью, привязанностью и служением Пророку Ибн ‘Аббас удостоился его похвалы и молитвы: «О Аллах, обучи его Книге и сделай ученым в религии» (Бухари; «Знания» 12, «Омовение» 10).

Начиная с эпохи правления халифа ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) он под разными предлогами старался находиться за пределами Аравийского полуострова, он уезжал в Северную Африку, Джурджан, Табаристан, Стамбул. В 656 году халиф ‘Усман назначил его «амир-уль хадж» (Руководитель, шейх всех паломников). Участвовал в битвах Джамаль (Верблюжья битва) и Сыффин на стороне Халифа ‘Али (да будет доволен им Аллах). Хотя Ибн ‘Аббас и советовал ему отстранить Муавию с должности наместника Сирии, но убедить не смог. Также Ибн ‘Аббас воспротивился назначению Абу Мусы аль Аш’ари представителем ‘Али для третейского суда.

Позднее, халиф Али (да будет доволен им Аллах) послал его на переговоры с хариджитами. Ибн ‘Аббас старался оправдать решение ‘Али о разрешении спора с Муавией на уровне третейского суда, он призывал хариджитов не обвинять хазрата ‘Али в неверии и подчиниться ему, при этом подкрепляя свои слова аятами из Корана. Историки, как суннитского течения, так и хариджитской направленности, разнятся в подробностях этого разговора, но сходятся в том, что разговор этот был сложным и подтверждают, что некоторые, из числа хариджитов, все же поменяли свое мнение. В 39 (659 ) году Халиф ‘Али назначил Ибн ‘Аббаса наместником в Басре.

В некоторых исторических источниках (Якуби, «Тарих» II, 205; Табари, «Тарих», V, 141-143; Ибн Касир, «Аль Бидая», VII, 323) помещены противоречивые данные о том, что Ибн ‘Аббас, находясь на этой должности, не по назначению расходовал средства из казны и уволился после вмешательства халифа, а также, что он покинул город вместе с семьей, прихватив при этом сумму, превышающую его зарплату. Эти истории подхватили западные исследователи-востоковеды и уделили этим моментам большое внимание. Показав эти домыслы как непреложную истину, они не вняли предупреждениям ученых о том, что истории из басрийского периода жизни Ибн ‘Аббаса, т.е. после того, как он стал наместником в Басре, нужно проверять с особой тщательностью. Ибо даже невооруженным взглядом можно разглядеть политические мотивы в таких наговорах, результат противостояния и противоборства суннитов и шиитов. К слову, Абу Михнеф Лут бин Яхъя, являющийся одним из передатчиков в цепочке передатчиков этого предания, назван такими эпитетами как «ненадежный», «слабый», «не имещий никакой ценности».


Согласно тому же анализу, неизвестны те, кто слышал и передал от него эту историю, то есть, на данном этапе цепочка передатчиков нарушена. Кроме того, известно, что Абу Асвад ад-Дуали, который является тем самым источником, сообщающим о фактах превышения полномочий, известен тем, что как-то раз Ибн ‘Аббас сказал про него нелестные слова, и на этой почве между ними произошла перебранка, то есть, налицо личная заинтересованность в клевете. Так же, умалчивается такой момент, что та значительная денежная сумма, которую увез из Басры Ибн ‘Аббас, может быть зарплатой, накопленной за долгое время, а также это могли быть деньги от «фай» (часть от военной добычи, причитающаяся наместнику). Ситуация, когда приписывают неподтвержденные обвинения и называют такими словами как «хитрец», «интриган» (Ф. Бухль 11, Исламская Энциклопедия, I, 27) человека, который удостоился похвал, доверия, даров и мольбы за него от таких людей, как сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а после него ‘Усман, ‘Умар и ‘Али, человека, который завоевал непререкаемый авторитет в области Тафсира и Хадиса, человека, у которого получали знания, как во времена сахабов, так и во времена табиинов, можно назвать, как минимум, большим неуважением знаниям и ,конечно, даже больше того!

Видимо, это предвзятое мнение Ф. Бухля встретило непонимание даже со стороны соавторов, и во втором издании той же энциклопедии, биографию Ибн ‘Аббаса описала уже Лаура Вецция Ваглиэри, которая пишет так: «Ибн ‘Аббас имел возможность опустошить казну Басры, когда покидал пост наместника, однако, судя по тому, что мусульманское сообщество не выказало никакой реакции и не перестало сомневаться в крайней степени порядочности этого человека, видимо есть веские причины его правоты, и такого рода обвинения в его адрес не обоснованы». (Лаура Вецция Ваглиэри, Исламская Энциклопедия, I, 40) В книге «Мурудж-у-захаб» (III, 60-62) описан разговор Ибн ‘Аббаса с халифом Муавией, где Ибн ‘Аббас очень положительно и хвалебно рассказывает о четырех праведных халифах и, в особенности, о халифе ‘Али, что напрочь опровергает домыслы о переходе Ибн ‘Аббаса на сторону Муавии. Исторические документы подтверждают, что Абдулла бин ‘Аббас при любых социально-политических потрясениях сохранял авторитет знаний и уравновешенность в вопросах политики.  

После смерти халифа Муавии, сторонники ‘Али позвали Хусейна, сына ‘Али, в Куфу. Ибн ‘Аббас, уговаривал Хусейна не ехать в Куфу, говорил ему, что нельзя доверяться жителям Куфы и напоминал ему, что единственное место, куда он может уехать, это Йемен, в противном случае можно получить нежелательные результаты, однако, как мы знаем, уговорить Хусейна он не смог. Услышав о произошедшем в Кербеле, Ибн ‘Аббас сильно горевал, по некоторым рассказам, он плакал до потери зрения. Когда Абдуллах бин Зубейр объявил себя халифом и свой штаб устроил в Запретной мечети, Ибн ‘Аббас воспротивился такому решению и несмотря на то, что считал Ибн Зубейра более достойным на пост халифа, чем Омейяды, не присягнул ему и переехал в Таиф.

На протяжении всей жизни Ибн ‘Аббас ратовал за единение уммы, ради этого иногда увещевал правителей, если бывало нужно, то и спорил с ними. Ему не нравилось, когда ему предлагали самому стать халифом. Абдулла бин ‘Аббас умер в возрасте 70 лет в Таифе, заупокойную молитву (джаназа) совершил Мухаммад бин Ханафия, сын хазрата ‘Али.

 

 

Исламская энциклопедия

Продолжение следует...

Социальные комментарии Cackle