Исламская цивилизация, начав своё формирование на Аравийском полуострове и создав великое государство Арабский Халифат, вызывает большой интерес учёных и мыслителей. Поистине героическая и драматическая история государств, созданных волею Аллаха, подарили миру уникальные наследия в истории философии, политике и литературе.
Ибн Халдун – представитель просвещённой элиты арабских государств. Уникальность исламских государств продиктована внутренним содержанием исламского учения об обществе и социальных отношениях.
Биография
Ибн Халдун происходил из знатного рода. Родился он в 1332 году. Получив блестящее образование, занимал должность придворного писца. Такая должность была честью для любого чиновника того времени. Ибн-Халдун был свидетелем тех событий в государстве, которые происходили в этот не простой для арабского мира период.
Ему приходилось принимать важные политические решения, выполняя обязанности министра и советника. Занимаемые должности в Северной Африке или в Гранаде позволяли Ибн-Халдуну увидеть влияние власти на социальные отношения в обществе. Он изнутри изучал власть и видел её достоинства и отрицательные моменты. Позже он стал преподавать философию и занимался политическими учениями.
Честь и благородство не давали покоя энергичному Ибн-Халдуну молчать о нарушениях порядка со стороны власть имущих. В своих лекциях он в открытую обличал власть, чем заслужил враждебное отношение со стороны местного духовенства и был вынужден бежать в Египет.
Проявил себя мудрым советником в период власти Тимура. Скончался великий мыслитель в 1406 году.
Труды Ибн Халдуна и основные положения
Свои политические взгляды Ибн Халдун изложил в работе Мукаддима, известной ещё как Пролегомены. В его работах есть незримая нить, связывающая устройство государства по традициям ислама. Точнее, он видел именно такой порядок вещей в государстве. На практике Ибн-Халдун видел желание власти обогатиться, нажить роскошь, что презирается Аллахом и то, что осуждал в своих учениях Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!).
Ибн Халдун указывал на скорую гибель такого государства и желал изменения подобного порядка, но он понимал, что власть не сможет избежать попыток наживы. История подтвердила опасения учёного, который стал свидетелем распада некогда великого Арабского Халифата.
Человека он считал общественным существом, в котором он живёт, развивается и строит отношения. Благодаря Аллаху, человек получает разум, возможность мыслить и созидать.
Наследие великого учёного велико и составляет золотой фонд исламской философской мысли.
Понравился материал? Будем благодарны за репост!