1 января христианский мир отметил начало 2020 года, 20 августа мусульмане отметят начало 1442 года по мусульманскому календарю, а 20 сентября наступит 5781 год по еврейскому календарю. Мы можем извлечь некоторые ценные уроки из календарных систем трех мировых религий.
В 638 году нашей эры, примерно через шесть лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и через шестнадцать лет после хиджры (переселение Пророка и большинства его последователей в Медину из-за притеснений в Мекке), во время правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах), было решено создать новый календарь для управления делами мусульман и новых присоединенных земель.
Новые покоренные страны, среди которых были Персия, Сирия, Ирак и Египет, использовали свои календари с разными датами начала нового года и разными точками отчета времени. Все четыре из них были солнечными календарями по 365 дней в году. Так как они вообще не использовали фазы луны, то не подходили для мусульман, потому что в Священном Коране сказано:
“Он – Тот, Кто придал солнцу сияние, и луне — свет. Он установил для нее фазы [которые она проходит], чтобы вы могли вести летосчисление и могли вести расчет. Все это Аллах создал по истине [оно не бесполезно]. Он раскрывает Свои знамения людям знающим” (сура Юнус, аят 5).
В Торе, священной книге иудеев, также говорится о важности фаз луны: “Бог сказал: “Да будут светила в небесном своде, чтобы отделить день от ночи, и пусть они служат знаками, обозначающими священные времена, дни и годы” (Тора, Бытие 1:14).
В доисламской Аравии веками использовались различные лунные системы измерения года. Некоторые из этих календарей, по-видимому, были только лунными, в то время как другие были лунно-солнечными: в них использовались месяцы, основанные на фазах луны, но в тоже время вставлялись дополнительные дни вне лунного цикла, чтобы синхронизировать лунный календарь с временами года (весна, лето, осень, зима). По такой системе ведет отчет времени еврейский календарь.
Кроме того, солнечные календари, используемые персами, сирийцами и египтянами, отождествлялись с языческими культурами. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) решил создать новый календарь для мусульманской общины. Это был лунный календарь, с 12 месяцами, каждый из которых состоит из 29 или 30 дней. За весь лунный год получается 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года.
Мусульманский лунный календарь не нужно было синхронизировать с временами года, потому что, в отличие от еврейского календаря, все исламские праздники не связаны с сельскохозяйственными циклами. А вот в еврейский календарь приходится добавлять дополнительный лунный месяц, семь раз каждые девятнадцать лет, чтобы праздник сбора урожая и паломничества Хаг Суккот, можно было отмечать осенью.
Как Пророку (мир ему) удалось расколоть Луну на две половинки? >>
Умар (да будет доволен им Аллах) также решил выбрать началом мусульманского календаря новую эпоху для Ислама - хиджру, когда пророк Мухаммад (мир ему) переселился из Мекки в Медину, где мусульмане впервые обрели религиозную свободу и политическую независимость. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) установил мусульманский календарь по хиджре, сам календарь стал называться «хиджри». По григорианскому календарю эта дата соответствует 16 июлю 622 года нашей эры.
В персидском календаре не было единой даты для отчета времени, потому что, как и евреи в библейский период, они датировали события годом правящего царя. Сирийцы и иракцы использовали календарь эпохи Селевкидов, в Сирии началом календаря считалась осень 312 года до н.э., в то время как в Ираке календарь начинался весной 311 года до н.э., на полгода позже, чем в Сирии.
В то время в Египте христиане использовали календарь, который начинался с 284 года нашей эры, когда Диоклетиан стал римским императором. Это было очень странным, поскольку Диоклетиан в 303 и 304 годах н.э. издал четыре антихристианских закона, которые привели к жестоким репрессиям против христиан, особенно в восточной части империи.
Тем не менее, египетские христиане начали вести свой календарь с начала правления Диоклетиана, их угнетателя, потому что гордились тем, что пережили эти годы угнетения. Эту эпоху до сих пор используют христиане-копты, которые называют ее «Эрой мучеников».
Во 2 веке н.э. раввины, создали календарь, которым сейчас пользуются евреи, они решили начать отчет с Адама и Хаввы, то есть с начала письменной истории и городской цивилизации. В иудаизме выход Адама и Хаввы из Эдемского сада символизирует переход человечества от общества охотников-собирателей, живущего в каменном веке, к более продвинутому обществу скотоводов и земледельцев, умеющих обрабатывать металлы.
Создавая еврейский календарь, раввины следовали примеру Торы, которая начинается не с иудаизма или еврейского народа, а с первой записанной истории.
Все исторические даты, полученные из письменных источников, должны были записываться в еврейский календарь. Самый ранний письменный источник относится к месопотамскому городу Урук (Тора, Бытие 10:10) и датируется третьим веком еврейского календаря (около 5500 лет тому назад).
Первая династия в Египте возникла в 7 веке по еврейскому календарю, а первая каменная пирамида в 10 веке. Пророк Ибрахим (мир ему) родился примерно в 21 веке по еврейскому календарю. Только после пророка Ибрахима библейская история начинает концентрироваться на развитии одного конкретного народа.
Поскольку пророк Мухаммад (мир ему) был продолжением и подтверждением всех пророков, которые были до него, в исламе нет понятия "до хиджры" для дат, которые были до хиджры. Это было сделано, чтобы показать, что еврейская календарная эпоха самая старая, а мусульманская календарная эпоха самая новая. При этом ислам не запрещал все другие религиозные календари, многие из которых существуют и по сей день.
Это хороший пример для всех религий в современном мире.
Мухсин Нурулла