Земля, на которой мы живем, кроме географических, климатических, геологических особенностей ничем не отличается от других регионов мира. Поистине уникальной ее делают духовность, культура и, в первую очередь, вера – иман населяющих ее людей. Красота поклонения Всевышнему Аллаху лежит в основе понимания красоты Родины. При изучении возникновения и развития мусульманской уммы в Поволжье можно почувствовать глубину и величие Ислама, оценить масштаб многовековой деятельности выдающихся личностей.
Текущий 2015 год объявлен Духовным управлением мусульман Татарстана «годом возрождения религиозных традиций». Изучая наследие татарских богословов – великих шейхов, имамов, их жизненный путь, можно увидеть, каким образом «знания ума» и «знания сердца» получили распространение у наших предков. Традиционный Ислам в России неразрывно связан с духовными наследниками Пророка Мухаммеда (мир ему) и его ближайшими сподвижниками, посвятившими свою жизнь Аллаху и служению Ему. Слово «ишан» означает духовный наставник, муршид, шейх или пир. Знакомство с биографиями духовных наставников позволяет воссоздать объективную картину на распространение Ислама среди народов Центральной Азии, Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа, Крыма. Такие люди способствовали обучению исламским знаниям жителей Булгарского ханства, позже – Золотой Орды.
Внук Чингисхана, четвертый по счету правитель Золотой Орды, Берке-хан (1209–1266) первым из монгольских правителей принявший Ислам, был мюридом бухарского шейха тариката Кубравийа Сайфутдина Бахарзи. Берке-хан познакомился с Исламом и получил религиозные знания от шейха Сайфутдина Бахарзи. Хан, повелитель могущественного государства, был допущен к шейху, простояв три дня, преисполнившись смиренности и кротости, у дверей шейха Сайфутдина. Берке-хан сделал многое для продвижения Ислама на подвластных ему землях. Им создавались условия для роста исламских знаний среди населения и привлечения мусульманских ученых из других стран.
Мурад Рамзи (1853–1936 г.г.), мюрид шейха Зайнуллы Расули, в своей книге по истории Казани, Булгар и татарских ханов «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаиг Казан ва Булгар ва ал-мулук ат-татар» привел выдержку из труда арабского путешественника Ибн Баттуты «Рихла» – «Путешествие», который приблизительно в 1333 году во время правления хана Узбека (1283 — 1341) посетил столицу Золотой Орды город Сарай. После пятничной молитвы в соборной мечети Сарая хан Узбек садился рядом с шейхом пути Йасави Нугманутдином Хаваризми и почтительно разговаривал с ним на различные благочестивые темы. Ибн Баттута привел имена видных исламских шейхов, живших во времена правления хана Узбека: шафиит Садретдин Сулейман Лакзи, маликит Шамсутдин Мисри.
Деятельность по дагвату дервишами Йасавийа привела к принятию Ислама и его укреплению в золотоордынский период среди предков татар, башкир (Хусаин-бек), ногайцев (шейх Садретдин – Баба Туклас). Это братство было распространено в Поволжье и на Урале вплоть до покорения Казани Иваном IV.
Кроме того в «Талфик ал-ахбар» Мурад Рамзи изложил историю культуры, религии и образования мусульман, привел краткие биографии более 160 личностей – видных ученых мусульман Поволжья и Урала XIV и XV веков. Большинство их было учениками великих мусульманских ученых своего времени. Многие сами стали шейхами-муршидами.
Это автор многочисленных сочинений по богословию Наджмутдин Ханафи Захиди (умер в 1170 году), Ахмад Мартагаш, Исхак Крыми, Шарафутдин Крыми, Минхаджутдин Сарайи, Махмуд Сарайи, Махмуд Сарайи, Хафизутдин Мухаммед Базази, Мухаммед Сарайи, Джамалетдин Йусуф Сарайи, Хакк Мухаммад Эфенди Дашти и его сын Ибрагим Эфенди, Абдулла Афиатдин Эфенди, Мухитдин Бардаги, Алаутдин Мухаммад Сирами, Наджутдин Абдурах ибн Ниджам, Камалетдин Хаджанди, Ибн Араб-шах Димашки и его сын Абдульвахаб, Ахмад Аджами Сарайи (Маулана-заде, родился в 1341 году). В иджазе шейха Шигабутдина Ахмада Сарайи, обнаруженной Мурадом Рамзи, указана сильсиля – цепочка духовной преемственности шейхов Волго-Уральского региона XIV и XV веков.
Бухара по XIX век была для татар главным духовным центром. XVIII–XIX столетия в Поволжье и на Урале распространяется две ветви тариката Накшбандия: Муджадидия и Халидия. Основателем Муджадидии является индийский шейх Ахмад Сирхинди – Имам Раббани (1564–1624), получивший прозвание Муджаддид-и алф-и сани («обновитель второго тысячелетия»). Муджадидия в Средней Азии пережила расцвет в период правления династии мангыт (1747–1920). Муса хан Дахбиди (умер в 1776 г.) и его последователи в течении II пол. XVIII–XIX вв. занимались распространением высоких духовных знаний среди тюркоязычных мусульман. В конце XVIII — начале XIX веков шейхи Муджаддидийа Мийан Фадл-и Ахмад (линия Ахмада Сирхинди) и Ниязкул Туркмани (линия хаджи Хабибуллы Бухари) были самыми влиятельными пирами в Средней Азии. Мюридом Ахмада был имам и мударрис деревни Тюнтяре под Казанью Гали Тюнтяри. Шейх Абдулькарим Каргалый (умер в 1756 году) получил иджазу у шейха Хабибуллы ишана Дамуллы, преемника имама Мухаммеда Масума, сына шейха Ахмада Сирхинди.
Шейх Ниязколый Туркмани (умер в 1820 г.) стал духовным наставником для многих татарских выдающихся личностей: Нигматуллы Габденнасыра Курсави (1775–1812), поэта Абельманиха Каргалый (умер после 1833г.), Нигматуллы ишана Тукаева из Стерлибаша, основателя медресе в Стерлитамаке Шарафетдина Эстерли, мударриса и имама казанской мечети «Иске-Таш» Фазыла Кизляви. Достоинства шейха Ниязкули настолько ценились в Бухаре, что правитель Амир Хайдар, который сам желал прослыть авторитетом в религиозных вопросах, постоянно хотел попасть на маджлисы у шейха. Известный ученый Шигабутдин Марджани (1818–1889) учился у сына шейха Ниязколыя Убайдуллаха (умер в 1852 г.). В сильсиле ишанов упомянуты имена Дамеллы Йусуфа Казани, Дамеллы Мухаммеда Амина Булгари, Халифа Ходжи Наджара Татари.
Главной чертой образовательного среднеазиатского влияния стало возрождение татарского образования, основанного на схоластической исламской традиции, создание нового поколения интеллектуальной и культурной элиты – мусульманских ученых. Ишнияз Хорезми (ум. 1791), получивший образование в Ургенче и преподававший в медресе села Каргалы написал книгу «Гакаиде Болгария» — первый труд для шакирдов-татар по акыде после падения Казанского ханства. По словам Шигабутдина Марджани, «люди, вернувшиеся после обучения в Бухаре, были очень немногочисленны», на них смотрели чуть ли не как на подобных ангелам. В то же время в общественной, религиозной, культурной и интеллектуальной жизни мусульман Средней Азии наблюдался глубокий кризис. Основное внимание в медресе Средней Азии уделялось не первоисточникам – Корану и сунне, а их толкованиям в рамках существующей традиции. Воспроизводилось определенное восприятие Ислама.
Шейх Абунасыр Курсави внес ощутимый вклад в развитие религиозной мысли мусульман России. Он старался привести вероубеждение и религиозную практику мусульман-татар в соответствие с Кораном и сунной Пророка Мухаммеда (мир ему). Курсави критиковал бухарских религиозных авторитетов за их излишнюю косность и желания вносить в религиозную жизнь бессмысленные мелкие «новшества». В XVIII — первой половине XIX веков вокруг духовного наставничества появилось немало имитаторов. Против таких «лжешейхов» выступал Курсави, считая, что профаны далеки от духовного и нравственное совершенствования, воспитания нафса.
В Поволжье тарикат Муджадидийа пришел также из Бухары через афганского шейха Фейзхана Кабули (ум. 1802). В числе наиболее его известных мюридов-татар были первый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаин (умер в 1824 г.), «Гармунчы ишан» Джагфар ибн Габди (умер в 1823–24 г.), ученик шейха Мухаммеда ибн Дагестани Валимухаммад ишан Каргалый (умер в 1803 г.),, посвятивший в тарикат родоначальника династии ишанов села Кизляу (Курманаево Нурлатского района РТ) Губайдуллу ибн Джагфар Кизляви, ученый и поэт Абдурахим Утыз-Имяни, мударрис медресе Кышкара Сагит Ибрагим Барыши, имам деревни Ура Казанской губернии Хабибулла Ури (Оруви).
Обучение мюридов, будущих духовных наставников – ишанов для татар осуществлялось также в Османской империи: турецкие шейхи Стамбула, Эрзинджана, Гюмешхане, Диярбакыра, Коньи посвящали в свои братства шакирдов и паломников в хадж из Поволжья и Урала.
Многие ишаны открывали и держали медресе: Зайнулла Расулев – «Расулия» в Троицке, Закир ишан Камалов – «Камалия» в Чистополе, Галимджан Баруди – «Мухаммадия» в Казани. Большая часть ишанов были указными (законными, получившими официальное разрешение) муллами.
Шигабутдин Марджани и Риза Фахретдин упоминают пятерых улемов, получивших образование в Дагестане: Ишмухаммеда ибн Тукмухаммеда, мударриса медресе в Адаеве, Муртазу ибн Кутлугуш Симети – мударриса в ауле Симет, муллу Мухаммедрахима Ашити – мударриса в Мачакаре, Мухаммеда ибн Дагестани, мударриса первого прихода «Юнусовской» мечети (сейчас – «Марджани») Ибрагима Худжаши. Мухаммедрахим Ашити и Ибрагим Худжаши получили образование в медресе Гали Ширвани. Они оказали способствовали возрождению и развитию классического мусульманского образования и духовного воспитания в Поволжье.
Ислам на нашей земле имеет историю, богатую одаренными и гениальными личностями, которые в не всегда простых и комфортных условиях делали вокруг себя в материальном мире Дунья ради довольства Аллаха то, что отвечало их высокому уровню духовности и близости к Всевышнему в мире смыслов Ахирате.
Фарид Батыршин
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!