Город Сарай – некогда один из красивейших городов мира

После краткого периода правления старшего сына Узбека Тинибека (1341–1342 гг.) к власти пришел его младший брат Джанибек (1342–1357 гг.). Новый хан стал проводить более жесткую и ортодоксальную политику.

Как писал персидский автор Муид ад-Дин Натанзи («Аноним Искандера», весь «улус Узбека он обратил в ислам, разрушил все капища идолов, воздвиг и устроил много мечетей и медресе. Все свое внимание он обратил на благополучие людей ислама. Много людей превосходных и ученых из разных краев и сторон государств ислама направились к его двору. Сыновья эмиров Дешта в его время почувствовали склонность к приобретению совершенств и изучению наук, каждый из них стал единственным в своем времени, так что результаты мыслей и плоды их умов до сих пор передаются на собраниях и сборищах. Все обычаи стран ислама ввел в том государстве он» 1.

В конце XIII – первой половине XIV в. в городах Улуса Джучи происходило активное строительство культовых зданий.

Началось оно, судя по археологическим данным, в городах Булгарии, особенно в Болгаре, где в центре города была возведена знаменитая Джами-мечеть.

Это здание, относившееся к типу колонных мечетей, имевшее прямоугольную форму с примыкавшим с севера высоким минаретом, несет несомненные черты влияния сельджукской архитектуры 2.

Постепенно мусульманские культовые здания, а также медресе, больницы и судебные палаты появляются во всех регионах страны.

Уже для первой половины XIV в. известен целый ряд образцов культовой архитектуры в разных областях Улуса Джучи – шестидесятиметровый минарет Кутлуг-Тимура, мавзолей Тюрабек-ханым и зивия шейха Наджм ад-дина ал-Кубра в Ургенче, мечети (видимо, Джами-мечети) и медресе, а также, возможно, помещение судебной палаты в Сарае (Селитренное городище) и Бельджамене (Водянское городище), прекрасно сохранившиеся остатки Большой и Малой пятничных мечетей Верхнего Джулата, самая большая (почти 3 тыс. кв. м.) мечеть золотоордынского времени на городище Старый Орхей (Приднестровье), мечеть  Кучугурского городища (Нижнее Поднепровье), а также мечеть и медресе города Солхат (Старый Крым) в Крыму 3.

Все эти мечети и культовые здания, как и памятники домонгольской Булгарии, следовали традициям среднеазиатской и особенно сельджукской архитектуры.

О восточном облике столицы Улуса Джучи и наличии соборных и квартальных мечетей писал побывавший в ней в 1332 г. Ибн Баттута: «Город Сарай – (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... и это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы; одна из них шафиитская. Кроме того, чрезвычайно много (других) мечетей» 4.

___________________

1. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II… С. 128.
2. Смирнов А. П. Волжские булгары. М., 1951. С. 205–214; Айдаров С. С. Архитектурное исследование руин соборной мечети в Болгарах // Поволжье в средние века. М., 1970. С. 39–57.
3. Зиливинская Э. Д. Мечети Золотой Орды (общие принципы планировки) // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1998. С. 16–37.
4. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 306.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle