Различия шииты и сунниты. Справедливость в передаче хадисов

 

Лично я считаю самой серьезной проблемой в сближении суннитов с шиитами вопрос о передаче хадисов, пишет в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач.

Пока нельзя говорить о том, что найден путь для преодоления или хотя бы минимизации разногласий на этой почве. Хадисы, взятые за основу при появлении шиизма, можно разделить на две основные категории:

А) Хадисы, переданные непосредственно от Пророка (с.а.с.). Основным критерием при отборе данных хадисов является то, что первым передатчиком (рави) должен быть человек из Ахль аль-Бейт, т.к. шииты относятся скептически к наличию критерия «справедливость» у других сподвижников Пророка (с.а.с.). В суннитской традиции сподвижники, кроме Ахль аль-Бейт, также считаются заслуживающими доверия. Достоверность или надежность передатчика (сика) подтверждается согласно его соответствию 10 критериям «джарх уа тадиль». Соответствие или несоответствие критерию «справедливости» может стать основание для достоверности или недостоверности хадиса. Хадисоведение шиитов применяет «джарх уа тадиль» только к передатчикам после Ахл аль-Бейт. Это принципиальное различие.

Б) Передачи, возводимые к «безгрешным имамам». Согласно мнению шиитских богословов, такого рода передачи имеют такую же силу, как и хадисы и являются обязывающими положениями в усуле. Опять же «джарх уа тадиль» применяется только для того чтобы проверить действительно ли цепочка передатчиков доходит до одного из 12 имамов. У суннитов слова и решения великих муджтахидов считаются лишь их мнением и не имеют абсолютной обязательной силы. Это положение применяется даже к словам сподвижников.

Вот тут и всплывают вопросы, на которые не так-то легко найти ответы:

1. Как можем мы признать легитимными только хадисы от Ахль аль-Бейт и отбросить хадисы, переданные другими сподвижниками? Также как можем мы признать слова имамов Ахль аль Бейт, которые несомненно являются великим муджтахидами и путеводителями, но никак не безгрешными, имеющими такую же обязательную силу как и хадисы?

2. Если не признавать других сподвижников «справедливыми», а их передачи не заслуживающими доверия, не скомпрометирует ли это Коран, передачи которого сподвижниками достигли степени «мутаватир»?

3. Насколько правильным является подход монополизации критерия «справедливость» определенной группой лиц, т.е. Ахль аль-Бейт? Неужели другие сподвижники, которые являются самыми достойными людьми после Пророков, не соответствовали этому критерию?

Эти и другие вопросы должны спокойно обсуждаться на собраниях ученых вдали от честолюбивых политиков и фанатичных последователей того или иного течения.

Есть правда один обнадеживающий момент. У шиитов существует четыре основных сборника хадисов , которые объединены в «Кутуб-у Арба`а» и являются аналогом «Кутуб-у Ситте» у суннитов. Обнадеживающим является то, что сегодня некоторые мухаддисы в медресе Наджафа и Кума обсуждают и заявляют о существовании «слабых» и даже «выдуманных» (мавду) хадисов в шиитских сборниках хадисов аль-Кафи, аль-Истибсар, Тахзиб аль-Ахкам, Ман ля Йахдурух аль-Факих. Естественно, мухаддисы переносят ошибку на передатчиков, и это понятно.

Не может не радовать то, что, несмотря на разные цепочки передатчиков, большинство хадисов у суннитов и шиитов общие. Но самое главное, и те и другие, за исключением крайних фанатиков, признают абсолютное главенство Корана над хадисами. Если каждая из сторон кроме разбора цепочки передатчиков займется разбором содержания (матн) хадисов, руководствуясь принципом соответствия содержания хадиса Корану, сближение (такриб) между течениями ускорится. В этом ключе предложение Ахмета Куруджана представляется довольно уместным. «Необходимым шагом на пути сближения двух течений является составление общего сборника хадисов и его массовое распространение среди простолюдинов. Также необходимо сделать сравнительный анализ положений джафаритского фикха с фикховыми положениями четырех суннитских мазхабов. Такие работы помогут найти точки соприкосновения между двумя течениями (газета Заман 09.03.2006). Насколько мне стало известно, в Дару-т-Такрибе ведутся исследования по поиску общих знаменателей в области шиитского и суннитского хадиса и фикха.

Являемся ли мы суннитами или шиитами, наше самое большое преимущество перед другими религиями - это существование неискаженного Корана. Его ясные (мухкам) аяты превыше любого человеческого мнения и являют собой фундамент для объединения.

Заман

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ШИИТЫ И СУННИТЫ РАЗНИЦА. ТЕКУЩАЯ КОНЪЕКТУРА

СУННИТЫ И ШИИТЫ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СУННИТЫ ОТ ШИИТОВ?

РАЗЛИЧИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ. РАЗНОГЛАСИЯ, ИСЧЕЗНУВШИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ШИИТЫ И СУННИТЫ. РАЗНОГЛАСИЕ БУДУЩЕГО: МАХДИ ИЛИ ПРИШЕСТВИЕ 12-ГО ИМАМА

ШИИТЫ И СУННИТЫ. НАМ НУЖЕН УМАР ИБН АБД АЛЬ-АЗИЗ

ЭРДОГАН: «МЫ ВРАГИ РЕЖИМА АСАДА»

ХРИСТИАНСКИЙ ПАСТОР УТВЕРЖДАЕТ - В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ТУРЦИЯ СТАНЕТ МИРОВОЙ ДЕРЖАВОЙ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ИРАНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТУРЦИИ

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИЯ ТУРЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СИРИИ?

ИРАНСКИЙ ГЕНКОНСУЛ: У ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ ЕСТЬ СТИХИ О «НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ» И ДАЖЕ ОБ ИМАМЕ ХУСЕЙНЕ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ МОМЕНТ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИРАНОМ И ИРАКОМ

АЛАВИТЫ ТУРЦИИ ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ «КЯФИРАМИ»

Социальные комментарии Cackle