«Садак Аллах» означает «Аллах сказал правду», а «Садака расулюЛлах» означает «Посланник Аллаха сказал правду».
Согласно аятам Корана «Скажи, Аллах сказал правду» (3/95), «Аллах и Его Посланник сказали правду» (33/22), учёные пришли к выводу, что после чтения Корана желательно говорить «СадакАллахуль Азым», а после чтения хадисов необходимо сказать «Садака расулюЛлах». Поэтому, по мусульманскому обычаю, после чтения Корана принято говорить «СадакаЛлахуль Азым». Однако, мы не смогли найти достоверного предания по поводу того, являются ли эти слова сунной.
«СадакаЛлахуль Азым» означает «Великий Аллах сказал правду».
«Садакаллахуль Алиййуль-Азым» означает «Великий и Всевышний Аллах сказал правду».
«Азым» означает «Верховный, Всевышний, Великий без ограничений, превосходство принадлежит ему.
«Алий» означает «Высокий, большой, верховный. Имеющий превосходство в таких совершенных качествах как сила, знание, обеспечение, управление, всякая вещь находится под его управлением и повелением».
Кораническое выражение «Он Возвышенный, Великий» (Баккара: 255, Шура: 4), упоминается в качестве имён Аллаха.
Так же, как после чтения Корана говорится «СадакаЛлахуль Азым», также говорится и «Садакаллахуль Алиййуль-Азым», что означает «Великий и Всевышний Аллах сказал правду».
Тем, кто считает выражение «Садакаллахуль-Азым», которое произносится после чтения Корана, нововведением, прежде всего, нужно спросить определение слова «бида’» (нововведение).
Значение слова «бида’а» в шариате:
Религиозная практика, которая совершается, без какого либо доказательства из шариата. Изобретение вещи, у которой нет основы в шариате.
То есть это новшество, которого не было в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
К шариатскому значению подходят следующие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Новшества, которые появились позднее, являются бида’а. Каждое бида’а - заблуждение».
Всякое бида’а – заблуждение.
В шариатском значении бида’а - вне сомнения, извращение религии, так как Всевышний Аллах завершил свою религию и довел до совершенства милость для Своих рабов.
Ни у кого нет права после Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) вносить какие либо изменения в религию, вероубеждение и поклонение. Нет права что-то добавить, и нет права что-либо отменять.
Языковое значение слова бида’а
Это та религиозная практика, которая опирается на шариатский довод. Языковое понятие бида’а – это реализация на практике определённого действия, которое опирается на религию и не противоречит Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это не то понятие бида’а, которое употребляется в шариатском значении, т.е. искажение религии. Не следует путать эти два понятия.
Эта та практика, которая в точности не соответствовала форме выполнения практики в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но которая имеет схожую основу, имеющую шариатский далиль по этому поводу.
Разрешается применение языкового значения слова бида’а к записи хадисов, намазу таравих и др. Так как эта практика основывается на Сунне.
Например, в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не было минарета в мечети. Однако азан произносился с возвышенности. То есть имеется религиозная основа минарету. Поэтому минарет является бида’а в языковом понимании, а не в шариатском, так как его не было в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но он имеет основу в шариате и не противоречит Корану и Сунне. Другими словами, это «бида’а хасана» (хорошее нововведение).
Обратите внимание, что слово бида’а упоминается в двух значениях. Одно допустимо, второе нет.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что «все нововведения - заблуждение».
Имам Раббани сказал следующее: все бида’а плохо, то есть, это не может быть хорошим. Те, кто говорят, что все бида’а плохо, имеют в виду значение в шариатской терминологии, а не в языковом значении.
Те, кто говорят, что бывает и хорошее бида’, имеют в виду языковое значение слова, но никак не шариатское. То есть, согласно взглядам обоих групп, бида’а хасана не является бидаа в языковом значении.
Сахабы применяли слово «бида’а хасана» в языковом понимании.
Задача учёных заключается в применении на практике тех деяний, которые основываются на религии. Следовательно, такой термин как бида’а хасана, используется не в шариатском значении, а в языковом.
Понятие бида’а иногда используется в шариатских терминах.
Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «То, что появляется позже, есть бида’а. И каждое бида’ – заблуждение», свидетельствуют об этом.
Слова Умара (да будет доволен им Аллах) «какое прекрасное нововведение», которые были сказаны после того, как он собрал народ на намаз таравих и пожелал, чтобы это богослужение было долговременным, означают языковое значение этого слова, а не шариатское.
Целью Умара было применение на практике 20-ти ракаатного намаза таравих, который ранее не практиковался в этом количестве (ракаатов), однако есть основа этого намаза в религиозной практике Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
То, что является бида’а, и не является таковым, после Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Слова Умара (да будет доволен им Аллах) «как прекрасно это нововведение» из этой группы. Чтение таравих намаза коллективно является благим и достохвальным деянием. Поэтому он похвалил это деяние, назвав его бида’а.
Священный Коран в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был записан без точек и огласовок. Над такими буквами как «ба, нун, шин, са, фа, каф, джим, ха» не ставились точки, а также такие огласовки, как «фатха», «дамма», «кясра» не писались. Также не писались такие значки, как «хамза» и «ташдид». Вплоть до времени правления Усмана (да будет доволен им Аллах) не ставились точки и огласовки. Тот, кто добавил точки и огласовки в текст Священного Корана, даже не был сахабом.
Этот человек был табиином. Его звали Яхья бин Йамир (да будет доволен им Аллах). Учёные говорили Яхье следующее: «Эй, Яхья, ты играешь книгой Аллаха. Ты умнее Абу Бакра и Умара?»
Учёный среди табиинов, автор ас-Сунан Абу Бакр бин Абу Дауд упоминал об этом в Масахифе.
Хамза и ташдид были поставлены Хасаном аль-Басри (да будет доволен им Аллах). Учёные и против этого возражали.
Мы скажем так: если кто-то скажет, что все нововведения, которые возникли позже, не разрешаются и являются заблуждением, то нам необходимо убрать из текста Корана все точки и огласовки, которых не было во время Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), четырёх праведных халифов и сахабов. Так как по логике того, кто говорит подобные слова, это является бида’а. Если мы удалим перечисленное, то Коран не сможет прочитать даже араб. Существует множество подобных примеров.
Странно звучат слова бида’а и харам от людей, которые сами сегодня в мечетях совершают бида’а. Во время Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и праведных халифов не было михраба, на котором сегодня совершают намаз имамы. Не было михраба в мечети Пророка.
Михраб был изобретён Умаром бин Абдулазизом, который жил позднее Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) на 90 лет. Высокие минареты впервые были воздвигнуты в его время.
Во время Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) количество ступенек на минбаре было три, сейчас же их больше.
В Сахихе Муслима передаётся риваят, где хазрат Али (да будет доволен им Аллах) услышав, что хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) велел наказать выпивших спиртное 80 ударами палки, сказал следующее: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) наказывал выпившего спиртное 40 ударами, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) 40 ударами, а Умар (да будет доволен им Аллах)– 80 ударами. Всё это сунна. Однако, первое любимее для меня».
Несмотря на то, что халиф Умар (да будет доволен им Аллах) увеличил наказание в два раза, хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал, что всё это сунна. Он не говорил, что халиф Умар ошибся и не говорил, что он сделал бида’а.
В особенности, никто из сахабов не писал после произнесения имени Мухаммада фразу «да благословит его Аллах и приветствует» (салават). Учёные начали писать эти слова намного позже, сегодня это превратилось в хорошую привычку.
Никто не говорил, что писать фразу «да благословит его Аллах и приветствует» является недопустимым в шариате действием.
Все мусульмане воспринимали это как благое деяние и применяли на практике.
Хафиз Ибн Хаджар признает иснад хадиса, который передаётся в сборнике Абу Дауда и Муслима хорошим. В этом хадисе говорится, что сын Умара (да будет доволен ими Аллах) Абдулла во время ташаххуда в намазе после слов шахады произнёс «Аллах един и нет у него сотоварища». Он сказал, что добавил эти слова от себя. Абу Дауд передал этот риваят, а Хафиз Ибн Хаджар сказал, что этот хадис с хорошим иснадом, а он является несомненным учёным Ислама.
Учёные приводят различные примеры хорошего нововведения. Один из них впервые был осуществлён в седьмом веке по хиджре Маликом аль-Муаффаром, а именно, празднование даты рождения (мавлид) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). По словам Ибн Кассира, Малик аль-Муаффар был богобоязненным правителем и учёным Эбриля (Ирак).
Он собрал учёных, праведных суфиев, хадисоведов, государственных чиновников и народ и велел читать Священный Коран и историю Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сделал это он ради довольства Аллаха и ради благодарности Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Потом накрыли огромный стол, и зарезали тысячи баранов. Собравшиеся у этого стола учёные и праведные суфии ели эту еду, радуясь рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Такого вида поступки хорошо принимали и говорили, что это хорошее бида’а. Никто не говорил правителю «Как ты можешь совершать то, что не делал Пророк или сахабы? Ты знаешь лучше их?», напротив, они говорили, что это хорошее бида’а.
Ибн Хаджар говорил следующее: Мухдасат (то, что было изобретено позднее) является множественным числом слова «мухдас», то есть, это изобретение вещи, у которой нет шариатского основания. В шариатской традиции это называется бида’а. Однако то, что ведёт к заблуждению, в шариате не является бида’а.
В этом случае, бида’а в шариатской традиции является порицаемым, однако в языковом понимании бида’а не является таковым. Всё, что было изобретено без основания в шариате, вне зависимости от того, порицается это или восхваляется, называется бида’а.
Имам Раббани сказал: Все бида’а плохо, оно не может быть хорошим.
Те, кто говорит так, подразумевают значение этого слова в шариате - то, чего не было во время Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), не разрешённое, противоречащее Корану и Сунне, подразумевается извращённость в шариатском значении. В языковом значении бида’а - то разрешённое действие, которого не было во время Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), однако, было что-то похожее, и у него есть основание в шариате.
Те, кто говорят, что есть и хорошее бида’а, не подразумевают бида’а в шариатской терминологии (запрещённое), а подразумевают бида’а в языковом значении (разрешённое).
То есть, согласно двум группам, хорошее бида’а не является бида’а в шариатском значении.
Сахабы, которые применяли термин бида’а хасана (хорошее бида’а), понимали его не в шариатском, а в языковом значении.
Цель учёных – действия, которые имеют свою основу в религии, но изобретённые впоследствии.
Ибн Кассир сказал, что бида’а бывают двух видов:
понятие бида’ иногда используется в шариатской терминологии. Примером этому являются слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что было изобретено позже, есть бида’а, а каждое бида’а есть заблуждение».
Иногда слово бида’ применяется в языковом значении.
Примером этому виду бида’а является собирание Умаром ибн Хаттабом людей для совершения таравих-намаза, и побуждение к постоянству в этом поклонении словами: «как прекрасно это бида’а».
Целью Умара бин Хаттаба было довести количество рака’атов в намазе таравих до двадцати, что раньше не выполнялось в этом объёме, однако это то, что есть в религии и являлось практикой Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не выполнял всех дозволенных деяний (мандуб). Даже когда он сам выполнял подобные деяния, боясь, что эти деяния станут обязательными для общины, или будут трудными в выполнении, он намеренно оставлял некоторые мандубы. Поэтому, если кто-нибудь будет утверждать запретность какого-либо действия, которое не выполнял Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пусть знает, что утверждает что-то, на что нет доказательства.
Мнение имама Навави:
Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о том, что каждое бида’а является извращением – это ограниченный общий хукм. Это большинство подразумеваемых бида’а. Учёные-специалисты по языку сказали, что бида’а является действие, которому нет подобного в прошлом.
Учёные разделили бида’а на пять видов: ваджиб (обязательное), мандуб (поощряемое), харам (запретное), макрух (нежелательное), мубах (дозволенное). Пример бида’а, которое является ваджибом: это составление богословских доводов против заблудших и неверующих.
Бида’а мандуб: составление книг по религиозным наукам, строительство медресе и текке (обитель дервишей).
Бида’а мубах: разновидности приготовленной еды, свобода и дозволенность в подобных вещах.
Харам и макрух бида’а ясны.
Файйюми аль-Мисбах сказал так: Всевышний Аллах создал свои творения бесподобными. Слово «абда’ту» означает «я сотворил». Назвали бида’а то действие, которое не соответствует значению создания. Слово бида’а происходит от слова «ибтида’а», так же как слово риф’а (возвышенность) происходит от слова иртифа’. Позднее слово бида’а стало использоваться для обозначения недостатка или излишества в соблюдении религии.
Имам Навави в своей книге «Тахзибуль-Асма валь-Люгат» сказал: Бида’а в шариате – это изобретение того, чего не было во время Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Оно делится на два вида: хорошее и плохое.
Абдульазиз ибн Абдуссалям в своей книге «аль-Каваид» сказал так: бида’а делится на пять видов (по числу хукмов шариата): ваджиб, харам, мандуб, макрух и мубах.
Имам Байхаки приводит в книге «Манакыбуш-Шафии» с иснадом риваят (слова) от имама Шафии.
Имам Шафии сказал: То, что ввели в религию после Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников, можно разделить на две вида: первое – это то, что не противоречит аятам Корана, хадисам и иджме. Среди учёных ни у кого нет противоречивых взглядов об этом. Изобретённое позже новшество не осуждается. Когда Умар ибн Хаттаб сказал о намазе таравих «как прекрасно это нововведение», он имел в виду нововведение, которого не было раньше, но когда его ввели, против него не нашли ничего ни в Коране, ни в хадисах.
Нет права говорить, что произнесение слов «истину сказал Аллах» после чтения Корана, есть бида’а в значении шариата. Так как этому нет запрета в Коране и Сунне, также на это есть открытые и ясные основания в шариате. В Коране говорится: «Ты скажи: Аллах сказал истину». (Семейство Имрана, 3/95).
Не будет правильным, если мы будем считать те доводы, которыми руководствуются миллионы мусульман, несуществующими и будем называть это деяние бида’а, а также запретим то, чего не запрещал Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) повелевает нам следующее:
Если Всевышний Аллах в своей книге признает что либо дозволенным, то это халяль, если Он что-либо запретил, то это харам. О чём же Он не умолчал, то это то, что прощается, то есть, мубах.
وَمَا نَتَنَزَّلُ إِلا بِأَمْرِ رَبِّكَ لَهُ مَا بَيْنَ أَيْدِينَا وَمَا خَلْفَنَا وَمَا بَيْنَ ذَلِكَ وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا
Он прочитал этот аят: «Мы нисходим только по велению твоего Господа. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между ними. Господь твой не забывчив».
Какой хукм действия, которое не совершали Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сахабы?
Есть ли доказательство, что действия, которые не совершали Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижники, являются харамом?
Существует такой хадис:
من سن سنة حسنة كان له اجرها واجر من عمل بها إلى يوم القيامة
Кто будет первооткрывателем хорошего в Исламе (кто введет нечто хорошее, «сунна хасана»), он получит вознаграждение за это хорошее деяние и получит вознаграждение за тех, которые после него будут совершать это хорошее деяние.
Изобретение хорошей сунны, то есть открытие хорошего пути можно отнести к дозволенным деяниям. Путь Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников открыт и ясен. Он не может быть открыт заново. В пространстве харама или порицаемого действия не может быть открыт хороший путь. В этом случае хорошая сунна может быть применена только в пространстве дозволенного.
Нет основания запрещать слова «истину сказал Аллах» после чтения Корана, даже если нет доказательств, одобряющих эти слова, нет основания говорить, что это бида’а, пока не будет приведен довод, что это запретно. Если эти люди признают Сунну, то они должны принять вышеупомянутый хадис.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал следующее:
«То, что Всевышний Аллах сделал дозволенным, это халяль. То, что Он запретил – харам. То, о чём Всевышний Аллах умолчал, это деяние, которое Он простил (то есть дозволенное). Тогда примите же прощение Господа. Так как Всевышний Аллах ничего не забывает».
От Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) приводится следующий хадис:
عن عمر بن الخطاب رضى الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: “انما الاعمال بالنيات وانما لكل امرئ ما نوى
Дела принимаются и вознаграждаются только по намерениям. Поэтому деяния оцениваются по намерениям.
Имам Шафии сказал так: всякое деяние, у которого есть основание в шариате, не является бида’а, если даже саляфы не совершали его.
Имам Биргиви в книге «Тарикат Мухаммадия» и Хамави в «Ашбах Шархи» сказали так:
Если дозволенные деяния выполняются для усиления поклонения, то они тоже считаются поклонением. Это такие деяния, как принятие пищи, сон, зарабатывание имущества, половой акт дозволенным путем.
От Абдуллаха ибн Масуда передаётся следующий хадис:
عن عبد الله بن مسعود رضى الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: “ما رأى المسلمون حسنا فهو عند الله حسن، وما رآه المسلمون سيئا فهو عند الله سيئ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «То, что среди мусульман считается благим, это и перед Аллахом считается благим. То, что среди мусульман считается порицаемым, то и перед Аллахом является плохим».
На основании вышеперечисленных хадисов можно сказать, что Аллахом принимаются те деяния, которые посчитали хорошими учёные этой уммы и аулия (приближённые Аллаха). Отрицание произношения слов «истину сказал Аллах», которые дошли до сегодняшнего дня посредством сахабов и были приняты среди приближённых Аллаха, является противоречием иджме (единогласному мнению учёных).
Действие, на которое нет запрета или порицания, считается дозволенным. Те из дозволенных деяний, которые мусульмане считают благим, Аллах тоже считает благим. Эти постановления в фикхе опираются на обычаи. Если даже не будет доказательств на произнесение слов «истину сказал Аллах» после прочтения Корана, нам достаточно этого хадиса с излишком.
Деяния в религии делятся на те, которые считаются хорошими, плохими (запретными) и те, которые не вознаграждаются и не осуждаются. Поэтому, хорошего намерения достаточно для хорошего деяния. За плохой ният (намерение) тоже есть вознаграждение в небольшом размере, или вообще нет награды. Деяние не принимается без соответствующего нията – как не принимается намаз или пост.
От плохого намерения могут возникнуть плохие деяния, а постоянство в грехе увеличивает его. Хороший ният не может улучшить плохой поступок. Еще худшим грехом будет совершать грех с намерением получить награду. Совершать харамный поступок с намерением поклонения является куфром.
Иногда хорошее намерение делает плохой поступок менее плохим. Например, не является грехом убить человека, приняв его за свинью, но всё же нужно выплатить дию (плату за кровь), это право родственников. Иногда отсутствие намерения оставляет плохие поступки в неизменном виде, иногда же превращает их в менее плохие.
Если дозволенное деяние делается с хорошим намерением, при условии, что это действие не станет причиной для других плохих деяний, это деяние будет вознаграждено.
Одевать дозволенную, но красивую и дорогую одежду с целью показать блага Аллаха, это то же самое, что не одевать её по причине дороговизны или чтобы вам не завидовали те, у кого нет подобного одеяния. Плохое намерение приводит к греховным и плохим делам. Это то же самое, если мы будем надевать дорогую одежду для кичливости, или не будем надевать её, чтобы изобразить набожность и благочестие.
Нам нужно признать, что дозволенные деяния с плохим намерением не будут благочестивыми, а с хорошим намерением, хотя это и сложно, станут благочестивыми.
Вне сомнения, так же, как Всевышний Аллах не любит совершения греховных поступков, так же Он любит поступки, которые совершаются с благими намерениями. Иногда Аллах любит выполнение некоторых рухсатов (разрешённых поступков).
Эти рухсаты могут быть упомянуты в нассах (религиозных источниках - Коране и Сунне). Рухсаты могут быть установлены положительными, а так же отрицательными отзывами в нассе. Те рухсаты, которые являются средством для поклонения, становятся мандуб (желательным действием). Мы упомянули, что дозволенные поступки (мубах) с хорошим намерением становятся поклонением. Рухсаты же с хорошим намерением не станут ниже мубаха.
Саид Али Хошафчи