Сегодня в России проживают около 20 млн мусульман, а оборот индустрии халяльной продукции в нашей стране составляет около 100 млрд рублей в год. Но специалисты предупреждают, что этикетка «халяль» далеко не всегда гарантирует, что продукт изготовлен в соответствии с нормами ислама.
«Сегодня на российском рынке немало продукции с этим знаком, по сути являющейся откровенной «отравой» для потребителя», — констатирует татарстанский предприниматель, заслуженный экономист России и Татарстана Сергей Никифоров.
В авторской колонке для «Реального времени», бизнесмен рассказывает о том, как легко обманывают покупателей недобросовестные производители, и разбирает основные проблемы сертификации халяльной продукции.
В России действуют несколько комитетов по сертификации продукции Халяль, которые определяют, соответствует та или иная продукция канонам ислама, то есть является халяльной. Но при этом у каждого комитета свои особенности работы с производителями, которые могут разниться друг от друга. Безусловно, существуют общие подходы к сертификации продукции, но одни комитеты могут достаточно лояльно отнестись к производителю по каким-то вопросам, другие, напротив, более строго относятся к ним.
По факту, когда год назад мы подавали заявку на сертификацию в Комитет по стандартам халяль при ДУМ РТ, то у нашей компании никаких проблем не возникло — мы успешно ее прошли и получили право размещать на упаковке соответствующий сертификат. В отличие от существующей системы получения Декларации на соответствие требованиям безопасности пищевой продукции, когда никого не интересует, есть ли в природе декларируемое производство и насколько его условия соответствуют предъявляемым требованиям, сотрудники Комитета Халяль выезжали на место с обследованием, изучили всю документацию, состав продуктов и т.д.
Но хочу отметить, что сегодня на российском рынке немало продукции, имеющей данный знак, но, по сути, не очень то и полезной для потребителя, а то и вредной. Я сам видел такую продукцию, разрешение на размещение знака «халяль» на товаре выдал Комитет Халяль другого региона. Комитет Халяль в нашей республике действует уже почти 20 лет, достаточно адекватно относится к этому вопросу и очень ответственно, то есть, в нашей республике проблем с безопасностью халяльной продукции, можно сказать, что нет. Но это не касается завозной.
Вернусь к той самой упоминаемой выше продукции, имеющей сертификат Халяль. С учетом того, что я являюсь производителем пастилы и другой продукции только из натуральных продуктов, то по роду деятельности изучаю продукцию конкурентов. Дело в том, что продукция одного из российских производителей пастилы, на которой имеется знак «халяль», в Беларуси была признана как особо опасная к употреблению в пищу и запрещена к ввозу и продажам. Хотя в России продается, как говорится, на каждом шагу.
В России создан проект документа, включающий в себя регламент изготовления халяльной продукции. Он должен был стать единым документом для всех производителей, решивших выпускать продукцию в данном сегменте, и где прописаны все требования. Пока же в комитетах по стандарту «халяль» при различных ДУМ существуют разные подходы к работе с производителями продукции халяль. Хотя, насколько я в курсе, этот вопрос уже решается, делаются первые шаги на федеральном уровне, чтобы привести эти требования к единому знаменателю, при этом активное участие в этой работе принимает Комитет по стандартам халяль ДУМ РТ.
Как-то в одном из интервью экс-министр сельского хозяйства РТ, к сожалению, уже покойный Фатих Сибагатуллин сказал, что «недостаточно прочитать над продукцией «Бисмилляхи рахмани рахим», молитву специальную, и она тут же станет халяльной. Нет, продукция должна быть изначально полезной, здоровой, а главное — натуральной». В этом я с ним согласен на 100%. Моя точка зрения в вопросе «что такое халяль?» такова: мало того, что это прописные каноны ислама, но самое главное, что продукция халяль должна быть аутентичной — то есть такой же, какая была во времена Пророка. Что именно я здесь имею в виду? Во-первых, тогда не было никаких консервантов, например, диоксида серы; во-вторых, — не было «ароматизаторов, идентичных натуральным». Поэтому нечего пичкать всякой химией продукты питания, а потом называть их гордо — халяль.
При этом стандарты халяль не стоит сравнивать с ГОСТами — ГОСТ ГОСТу рознь. Приведу пример: по ГОСТу в пастиле должно быть всего 20% ! натурального продукта, все остальное — на выбор производителя — крахмал, ароматизаторы, консерванты, сахар, прочие добавки. Задумайтесь, разве эту продукцию можно потом называть натуральной? Все эти ингредиенты совсем не стыкуются с определением «натуральный», которая теоретически вообще должна быть без всякой, как говорится, «химии».
Представьте себе, сегодня в России на законодательном уровне вообще нет определения, что есть натуральная продукция. Поэтому каждый производитель волен сам называть даже, скажем, откровенный фальсификат — натуральной продукцией, и ему за это ничего не будет. Вот в чем еще большая проблема сегодня!
Приходилось даже видеть «натуральные» сушеные яблоки, в которых содержалось, судя по характеристике продукции — 25% жиров (!) или сушеные груши с приставкой «БИО», то есть с бифидобактериями, которые могут встречаться только в молочных продуктах.
Более 30 лет я занимаюсь садоводством: сегодня на моем участке в 85 соток насчитываются десятки плодовых деревьев, в том числе 150 груш, кроме того несколько десятков ягодных кустарников. Идея направить урожай в переработку пришла ко мне в ковидный 2020-ый год — когда все сидели по домам, я занимался строительством цеха переработки, который был запущен в работу в 2021 году, а в начале прошлого года наша продукция получила сертификат соответствия требованиям Халяль.
На нашем производстве пастила делается по своим техническим условиям, по собственной рецептуре — это чисто натуральный продукт, 100%-е свежее яблоко. Да и вся другая продукция, в том числе и знаменитый татарский десерт «Татлы», 100% натуральная, без сахара, консервантов и всякой химии. Эта же рецептура позволяет ей храниться, сохраняя свежесть, аромат и эластичность довольно продолжительное время, и никакие для этого консерванты не требуются. Да, это отражается на цене, но думаю, на своем здоровье экономить — себе же во вред. Никто не задумывался, почему сейчас у почти всех детей наблюдается аллергия?
Безусловно, строгие требования к изготовлению должны применяться к любой пищевой продукции, если производитель намерен ее сертифицировать как халяль. В свое время своды правил и прочие регламенты в какой-то степени сдерживали отечественных производителей. Но с 2011 года в части пищевой продукции, государство пошло на радикальный шаг, отказавшись от системы сертификации в пользу системы декларирования, таким образом, сняв с себя определенную ответственность за безопасность пищевой продукции, тем самым, переложив ее на производителей, уповая на их поголовную добросовестность.
Теперь же, я считаю, практика работы в режиме декларирования соответствия требованиям безопасности пищевой продукции показала, что нужно вносить в эту систему давно назревшие изменения, но этим у нас по факту, никто не занимается. Все эти вопросы должны решаться только на федеральном уровне. Сейчас я активно пытаюсь пробиться на этот уровень с рядом своих предложений. Но скажу откровенно, сделать это очень сложно. В Госдуме больше занимаются законотворческими инициативами от правительства или Администрации Президента, а инициативы отдельных депутатов не очень-то приветствуются. В Совет Федерации тоже не пробиться. Инициативы регионов, как показывает статистика, также проходят без энтузиазма. Если какие-то явные проблемы проявляются, то донести их до тех, кто должен их решать, крайне сложно.
Еще одна проблема: как к натуральной продукции сегодня относится торговля? Торговле выгоднее закупить ту самую «химическую» пастилу, запрещенную в Беларуси, в яркой упаковке за 400 рублей килограмм и сделать наценку 30-50, а то и 100%, чем связываться с настоящей натуральной пастилой из свежих яблок, себестоимость которой не менее 1300 рублей за килограмм.
Теперь простая арифметика: чтобы сделать 1 кг натуральной пастилы нужно, примерно, 10 кг свежих яблок. Оптовая цена за кило яблок — 50 рублей, при этом по сырью у нас жесткие требования — поздние осенние сорта яблок, нельзя, чтобы они были долго лежалыми, иначе пастила потеряет сочность, станет ломкой. Чаще всего сырье мы закупаем у татарстанских агрофирм или на оптовом рынке сельхозпродукции. Используем и свой урожай. То есть в 500 рублей обходиться только сами яблоки, а еще их нужно обработать, удалить несъедобные части, запечь, высушить — при ее изготовлении должно испариться 10 литров воды, то есть затрачивается огромное количество электроэнергии. Отсюда складывается себестоимость — около 1 300 рублей за килограмм, и это не предел, хотя я еще не говорю про оборудование, амортизацию, фасовку, логистику и так далее. Выходит, что моя прибыль, без учета амортизации, то есть окупаемости вложенных средств — всего 200 рублей. Я езжу по России, изучаю продукцию других производителей, так вот на Алтае цена пастилы доходит до 9-10 тысяч рублей за кг и ее туристы охотно покупают.
Если брать производителей пастилы, которой «завалены» все маркетплейсы и магазины, то чаще всего в качестве основы для приготовления пастилы берутся не яблоки, а покупное готовое пюре из них, и при сушке доля имеющегося в нем консерванта увеличивается в разы, превышая все допустимые нормы. Тот скандал в Беларуси как раз и был связан с этим нарушением, когда в пастиле одного из российских производителей выявили пятикратное превышение диоксида серы.
Или, к примеру, стремясь показать пользу своей продукции, производитель добавляет в пастилу мед в качестве природного консерванта. Но! Мед при нагревании свыше 35 С0 превращается в тот же сахар и теряет все свои полезные свойства, а пастила должна сушиться при температуре в 550, иначе вся масса закисает и портится. Где же, спрашивается, польза от этого продукта? Получается, здесь производитель вводит покупателя в заблуждение дважды: то, что пастила с медом, где уже его по факту уже нет, и второе — то, что пастила без сахара, который как раз-таки после сушки в ней и появляется. Да и экономическая составляющая здесь имеется. Мед можно купить по 250 рублей за килограмм и при себестоимости пастилы, изготовленной из свежих яблок, в 1300 рублей — получается очень неплохая экономия. В общем, и тут обман.
Подводя итог всему сказанному выше, скажу, что пока вопрос с единым стандартом к продукции халяль решается на федеральном уровне, мое дело — это производство настоящей натуральной продукции, которая соответствует тем требованиям, которые уже озвучены Комитетом по стандартам халяль при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Уверен, что халяль-продукция должна быть, прежде всего, натуральной и полезной для здоровья. И, с учетом, что сегодня у России есть большие перспективы развития этой индустрии в связи с активным развитием и укреплением торгово-экономических отношений с Исламским миром, нужно производителям пищевой продукции подумать о развитии направления по производству натуральной продукции, которой давно уже пора дать законодательное определение.
И еще. Хотя уже много лет мы говорим о халяль-индустрии, но в той же Казани, как одном из центров мусульман России, до сих пор нет какого-то нормального специализированного Центра-халяль, куда могли бы прийти производители, предприниматели, чтобы получить нужную информацию, с чего, например, начать в организации производства халяль продукции, ответы на другие свои вопросы от экспертов в этом деле или же обменяться опытом с коллегами. А еще — чтобы туда могли прийти и потребители халяльной продукции, увидеть новинки этой индустрии, прежде всего пищевой, и что-то купить. Да, есть Комитет Халяль при ДУМ РТ, но этого недостаточно, тем более, если государство планирует развивать это направление, считаю, что пора подумать о создании такого центра.
Ну, а в качестве первого шага, необходимо, чтобы в глазах всех потребителей продукция Халяль ассоциировалась исключительно с полезной для здоровья продукцией.
Сергей Никифоров, предприниматель