Музей Каюма Насыри – место сосредоточия татарской просветительской мысли

Музей Каюма Насыри – возможность стать частью истории

А мы продолжаем с вами гулять по Казани и знакомиться со знаковыми местами, которые прочно вкраплены во многовековую историю и культуру татарского народа. В этот раз предлагаем совершить виртуальную экскурсию по музею Каюма Насыри, видного просветителя и религиозного деятеля, оставившего после себя богатое наследие.

Кто такой Каюм Насыри?

Габделькаюм Габдулнасыров (Каюм Насыри) – один из самых выдающихся представителей татарской интеллигенции, талантливый краевед, педагог, просветитель. С юных лет Каюм начал проявлять любознательность. Азы грамоты будущий просветитель получал от отца, который не только хорошо владел пером, но знал русский, персидский и арабский языки.

К 195-летию со дня рождения Каюма Насыри. Воспоминания современников.

В течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности Каюм Насыри выпустил порядка сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Это был истинный учёный, горячо любивший свою родину, свой народ и немало сделавший для его развития. Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри целью всей своей жизни видел распространение среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он был в авангарде представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объёмистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение представляет собой выражение всей татарской просветительской идеологии.

Будучи страстным поборником просвещения, Каюм Насыри хотел построить в родной деревне школу. В последний год своей жизни он вернулся обратно в родную деревню, а все свои заработанные деньги отдал на строительство новой мечети. Умер он в возрасте 78 лет 20 августа 1902 года. К сожалению, он не успел дожить даже до начала строительства своей мечети, она уже была построена без него. Просветитель был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Новотатарской слободы города Казани.

Город в городе: как возникла Старо-Татарская слобода?

В застенках музея

Открыт музей был 2 февраля 2002 года. Интересно, что дом, в котором он располагается, является восстановленным памятником татарского деревянного зодчества XIX века. Именно здесь с 1887 по 1902 год жил сам учёный, так что это уникальная возможность стать частью истории, а, возможно, и даже вдохновиться на великие дела. Дом расположен на историко-заповедной территории Старо-татарской слободы Казани. Построен он был в своё время близким родственником Каюма Насыри – Мухамедбедигом Хусаиновым. Сейчас же дом полностью восстановлен, даже сохранена внутренняя планировка здания. Благодаря сохранившимся сведениям даже удалось воссоздать одну из комнат, где жил Каюм Насыри – это одновременно жилая комната и научная лаборатория.

В течение более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности Каюм Насыри издал около сорока трудов. Его работы в области татарского языкознания положили начало всесторонней теоретической разработке татарского языка. Писатель-просветитель положил всю свою жизнь на распространение науки и знаний, культуры и прогресса среди татарского населения.

Экспозиция музея рассказывает непосредственно о жизни и деятельности Каюма Насыри. В основе – желание раскрыть историко-биографическую и мемориально-бытовую темы, а также продемонстрировать глубокое осмысление особенностей и этапов развития татарской просветительской мысли. Отдельное внимание уделяется также таким татарским просветителям XIX века как Ш. Марджани, Х. Фаизханов, С. и И. Халфины.

Основа экспозиции – печатные, рукописные и эпистолярные источники. Среди них – труды К. Насыри, а также учебники медресе, образцы устного народного творчества татарского народа, воспоминания родственников, очевидцев и фотографии из частных архивов. В числе экспонатов музея можно найти и рукописную книгу (учебник медресе по логике), переписанную рукой Каюма Насыри, на нескольких страницах которой имеется личная печать учёного, часы-хронометр, трость, сундук, переданные родственниками. 

 

Особое внимание посетителей может привлечь бесценная коллекция книг и учебников медресе на арабском и татарском языках конца XVIII-XX веков. Для этнографов и любителей истории будет интересно ознакомиться с этнографическим материалом, собранным, в том числе, в татарских селениях бывшего Свияжского уезда – родины учёного. Кроме того, в музее выставлены личные вещи, принадлежавшие родственникам К. Насыри.

Но внутренним убранством музей не заканчивается: на прилегающей к музею территории разбит необыкновенно живописный сад, созданный по материалам книги Каюма Насыри «Цветы и травы» о лекарственных растениях нашей страны, который носит название «Хәтер бакчасы – Сад памяти». Здесь нередко проходят увлекательные музейные занятия, разработанные сотрудниками музея. Частично удалось сохранить старую планировку двора: расположение ворот, калитки, беседки, входных дверей, пешеходной дорожки.

Музей Каюма Насыри дарит своему посетителю возможность приобщиться к татарской культуре XIX века, погружая не только в историю татарской просветительской мысли того периода, но и знакомя с бытовой усадебной культурой татар среднего сословия.

О других музеях Казани в следующих статьях:

Что таит в себе Дом татарской книги? (ФОТО)

Традиции и современность: как выглядит новое здание Национальной библиотеки РТ? (ФОТО)

Екатерина II, искусство и война - какой путь прошёл современный Татарстан

Музей татарской культуры под открытым небом: как усадьба Муллина обрела новое дыхание

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle