Чем живут русские мусульмане?

Кому не приходилось сталкиваться на улице или в мечети с одетой в хиджаб девушкой, которая при этом отзывается на русское имя Маша или Катя, либо с юношей в тюбетейке и с бородой, которого в прошлом могли называть Сергей или Алексей? Все это наши соотечественники, чьи предки исповедовали христианство, но сами они осознанно – по разным причинам – сделали выбор в пользу ислама. Наверное, многим из вас интересно – почему они сделали такой выбор, как складывается их жизнь в среде «этнических мусульман», довольны ли они своим выбором?

Поскольку автор статьи сама десять лет назад приняла ислам, то довольно хорошо представляет жизнь этих людей изнутри – о чем и постарается, с помощью Всевышнего, рассказать в данной статье.

Для начала скажем об истории вопроса. Впервые о проблеме русских мусульман заговорили после войны в Афганистане (1979-89 гг.), когда часть советских военнопленных, побывавших в афганском плену, принимала ислам. Об этом, в частности, рассказывается в нашумевшем фильме режиссера Владимира Хотиненко «Мусульманин»: как русский парень Николай возвращается в родное село после плена с новым именем Абдулла и новыми убеждениями – и как этот факт с трудом воспринимают его родственники и односельчане.

Еще более заметным явлением «русский ислам» стал после распада Советского Союза – после отмены обязательного атеизма религия стала делом личного выбора, и многие россияне стали выбирать религиозные убеждения по душе и по совести. Особенно заметно эта проблема встала после того, как в ислам обратились несколько православных священников: в 1999 году ислам принял Вячеслав Полосин (известный сейчас под именем Али), его примеру последовал в 2003 году Сергей Тимухин, а в 2006 – Владислав Сохин.

Сколько вообще в России «русских» мусульман? Нужно сказать, что сам термин «русские мусульмане» можно употребить здесь условно, подразумевая русскоязычных жителей РФ, предки которых не исповедовали ислам. По национальному составу эта группа довольно пестрая – среди них есть и этнические украинцы, и белорусы, и молдаване, и евреи (встречаются даже обрусевшие цыгане-мусульмане).

Поскольку точную статистику никто не ведет, оценки численности русских, принявших ислам, могут сильно варьироваться – в зависимости от заинтересованности их авторов в увеличении либо в уменьшении их количества. Называют цифры в 5, 10, 15 и даже в 50 и 100 тысяч русских мусульман. Поскольку истина всегда лежит где-то посередине, наиболее правдоподобной кажется цифра в 15-20 тысяч. То есть, не слишком большое количество, чтобы оно стало сильно заметным на фоне русских, исповедующих православие (либо вообще равнодушных к религии), но все-таки достаточно большое, чтобы от него нельзя просто было отмахнуться.

Каковы основные причины, которые подвигают русских молодых людей – а чаще, девушек (доля которых в общем количестве новообращенных наиболее значительна) к смене религии?

Личное общение с людьми, перешедшими в ислам, а также изучение различных материалов на эту тему дает возможность выделить следующие основные причины обращения русских в ислам:

1. Создание семьи с человеком, исповедующим ислам. Пока что это самая распространенная причина обращения в ислам. Несмотря на растущий в обществе феминизм и самостоятельность женщин, очень многие представительницы слабого пола до сих пор зависимы от своего спутника жизни или любимого человека в вопросе убеждений. И ради того, чтобы быть рядом с ним, готовы принять его веру - особенно если до этого к религии были равнодушны.

Следует сказать, что довольно часто женщины, принимая ислам, чтобы сделать приятное своему жениху или мужу, впоследствии так проникаются его учением, что исповедуют его искренне и по душевной склонности.

Более того, их усердие может начать раздражать их мужей, которые сами религию почти не соблюдают. Этот момент отражен в довольно известном среди российских мусульман турецком фильме «Невестка из Дании». Молодой парень-турок и девушка-датчанка знакомятся у нее на родине, в Дании. Молодой человек ставит условием для невесты обращение в ислам, поскольку иначе ее могут не принять его родители. Молодая пара приезжает жить в Стамбул, где европейская невестка – будучи человеком искренним и добросовестным – усердно принимается за изучение и соблюдение своей новой веры: начинает совершать намаз, потом надевает хиджаб. Последний момент так раздражает ее светского мужа, который считает, что «средневековый» внешний вид жены может повредить его карьере, что супруги все больше отдаляются друг от друга и в конце концов расстаются.

2. Личный духовный поиск.

Эта группа, что называется, вторая по счету, но не по значимости. Варианты обращений в ислам по этой причине могут быть самыми разными. Человек ищет Бога и смысл жизни, с этой целью изучает самые разные религии и учения, однако все они по каким-то причинам его не удовлетворяют – пока он не узнает об исламе. И тогда он понимает – вот то, что он искал всю жизнь! (автор знает, о чем пишет, поскольку сама прошла подобный путь).

Кто-то может интересоваться восточной философией, и поэтому его привлекает такое мистическое течение в исламе как суфизм.

3. "Человеческий фактор".

Человек проживает, работает или учится среди этнических мусульман, где его привлекает их порядочность, надежность, любовь к семье и родителям, уважение к традициям, строгость нравов.

Бывает, что, оказавшись в беде, человек получил помощь именно от мусульман - а свои единоверцы, наоборот, проявили черствость и равнодушие, оставили его без помощи.

Эти основные причины, которые встречаются чаще всего. Но их на самом деле гораздо больше – случаются даже обращения «мистического» порядка», когда человеку в некий трудный момент его жизни (либо в период внутреннего духовного кризиса) снится сон, где ему каким-то образом дают понять, что его место именно в исламе...

С какими же основными проблемами, сталкиваются люди, решившиеся на столь ответственный и серьезный шаг, как принятие ислама?

Бесспорно, человек, который обретает истину, находит много радости в чисто духовном плане, но с внешней стороны его жизнь, особенно в первое время, полна трудностей.

Почти все новые мусульмане так или иначе сталкиваются с непониманием и отчуждением своих родных и друзей, которые могут выказывать недовольство и агрессию в его адрес по самым разным причинам – страх перед исламом, внушенный через СМИ ксенофобия и консерватизм (когда принятие ислама часто кажется «изменой вере предков»), ревность родственников к новым интересам и убеждениям, которые появились у их близкого человека (и которые им далеки и непонятны).

К сожалению, часто в отчуждении, которое появляется между новыми мусульманами и его близкими, виноваты сами новообращенные, которым на первых порах часто свойственны категоричность и нетерпимость, неуважение к чужому мнению, желание немедленно обратить в ислам всех окружающих.

Встраивание нового мусульманина в среду «этнических мусульман» также проходит не всегда гладко. Новоприобретенные единоверцы, в общество которых пытается войти новый мусульманин, относятся к нему по-разному.

Молодые энтузиасты, которые сами недавно пришли к соблюдению веры предков, обычно принимают нового единоверца очень радушно - для них сам факт обращения в ислам людей, чьи предки исповедовали иную религию, является лишним доводом в пользу истинности ислама.

Старшее поколение, которое в массе религию не соблюдает, либо соблюдает, но с некоторым оттенком национализма – относится к обращению русских в ислам подозрительно, видя в этом посягательство на их внутренний мир. Обилие в среде русских мусульман молодых девушек дает основания подозревать скрытые матримониальные планы: «Наверное, замуж за наших парней хотят выйти».

Трудности поджидают новых мусульман – а особенно мусульманок – в процессе трудоустройства. Если девушка хочет носить платок, это не всегда приветствуется на работе – поэтому часто приходится менять работу, а иногда и профессию (переходя, допустим, на надомную или удаленную работу, где не важен твой внешний вид).

Отдельным пунктом стоит «брачный вопрос». Речь идет о том, как русские мусульмане создают семью с представителями тех или иных мусульманских народов. Поскольку большинство обращенных – это молодые девушки (мужчин на порядки меньше), им неизбежно приходится вступать в брак с мусульманами других национальностей, сталкиваясь с проблемой иного менталитета и традиций, которые играют большую роль в браке.

К сожалению, иногда тут имеет место и откровенное брачное мошенничество, когда некоторое количество непорядочных мужчин смотрит на русских девушек как на «временных жен», легкую добычу для удовлетворения своих страстей, - которых потом можно без проблем бросить.

Кому-то нарисованная нами картина может показаться несколько мрачной. Но, как мы уже сказали выше, с принятием ислама человек обретает столько внутренней радости и душевного спокойствия, что различные внешние трудности не кажутся ему слишком важными.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько высказываний новых мусульман о своем выборе:

- Когда люди выбирают ислам, они обращают внимание на то, что ислам почитает все пять священных книг и всех 124 000 пророков (мир им!), и их привлекает миролюбивость и толерантность нашей веры. Когда человек начинает задумываться о смысле жизни, о том, откуда мы все пришли, о нашем предназначении, он находит пристанище в исламе, так как именно в исламе сохраняются в неизменном виде те правила и моральные ценности, которые были ниспосланы Всевышним. (Рада).

- Чем дольше я в исламе, тем больше я этому рада. Раньше мне в жизни постоянно чего-то не хватало, и я выражала это тем, что выбивалась из общего строя. Например, в 14 лет я была панком с розовыми волосами. Мне просто было некомфортно в том обличии и душевном состоянии, в котором я пребывала. В исламе я успокоилась.

Что касается стереотипов об исламе: масло в огонь подливают и СМИ, и люди, которые проповедуют ислам, ведя себя при этом отвратительно. В Коране запрещены убийства, а что делают террористы? И я понимаю людей, у которых складываются негативные представления о мусульманах. Я же своим поведением стараюсь эти стереотипы развеивать. Я отвечаю на вопросы людей, ведь чем больше знаний они получают, тем больше понимают и меньше боятся (Анастасия).

- Ислам вовсе не тяжелая религия: есть Бог, ты веришь в него, знаешь, что делать, чего не делать, все принципы и мораль — в сердце, никто тебя извне не принуждает их соблюдать. Я хожу, как и все, в театр, могу посмотреть телевизор, сижу в кафе с сестрами и гуляю в парке, принимаю участие в общественных мероприятиях. Никакого негатива от окружающих я не ощущаю, и сама веду себя со всеми по-доброму. Ведь лучший язык религии — ты сама. Правильные примеры разрушают стереотипы (Ольга).

— Ислам часто критикуют, но грамотные люди знают: Пророк Мухаммад говорил, что нельзя убивать никого, и себя тоже — это страшный грех. Несмотря на жесткую критику в адрес религии, все больше людей принимают ислам. И это неудивительно. В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Ислам распространится от востока до запада и не останется места, куда религия Аллаха не придет» (Андрей)  .

Большинство обращенных довольны своим выбором. Они сумели преодолеть стереотипы об исламе в глазах своих близких, обрели смысл жизни и могут сказать, что счастливы.

И напоследок, позволим себе дать несколько советов тем, кто только что принял ислам, и его беспокоят те или иные проблемы, из тех, что мы описали:

1. Первое и самое главное: наберитесь терпения. Не позволяйте этим проблемам сломать вас, вселить в вас уныние. Помните: «За каждой тягостью приходит облегчение» - все трудности временны и преходящи, а смысл жизни, который вы обрели, останется с вами навсегда. Если человек имеет искреннее намерение служить Богу, все вышеописанные трудности можно преодолеть. Родители смирятся с вашим выбором – и даже будут гордиться, что их дети ведут трезвый и добропорядочный образ жизни. Вы найдете работу или интересное занятие. И когда-то – по милости Всевышнего – найдется для вас и хороший спутник жизни.

2. Набирайтесь знаний в проверенных местах и правильных источниках. Старайтесь получать знания по религии в мечетях или в иных официальных местах – в медресе, исламских институтах, связанных с духовным управлением той или иной местности. Если читаете сайты, то выбирайте такие, которые связаны с официальными структурами. Книги покупайте, если они одобрены духовным управлением того или иного региона. Держитесь подальше от всяких неизвестных источников в Интернете и «знающих братьев/ сестер», которые неизвестно откуда приехали и неизвестно где и у кого учились.

3. Не забывайте о важности благого нрава. Новые мусульмане часто очень усердствуют с соблюдением разных религиозных предписаний внешнего порядка – обязательная молитва, внешний вид (хиджаб), посты, чтение Корана или зикра. Но при этом могут забывать о важности внутренних изменений – об умении преодолевать гнев, раздражительность, зависть, высокомерие; о необходимости учиться мягкости, доброжелательности, щедрости, скромности. Особенно это касается ваших взаимоотношений с самыми близкими людьми: родителями, близким родственниками, соседями, коллегами по работе. А ведь благой нрав не менее важен в религии, чем другие обязательные вещи.

И самое главное – помните, что когда человек позитивно настраивается на окружающий мир, ведет себя доброжелательно и спокойно, то и окружающие люди отвечают ему тем же.

Кобулова Анна (Муслима)

Социальные комментарии Cackle