Начало: Жизнь татар в Турции: как татары оказались в Османской империи?
Продолжение интервью с Файзи абый Канра о жизни татар в Турции.
Можете более подробно рассказать о вашей книге? Что вас побудило к ее написанию?
Моя книга вышла в свет буквально недавно. Она называется «Hatıralarım» («Мои воспоминания»). Когда я вышел на пенсию, старший сын сказал мне: «Папа, у тебя сейчас появилось свободное время, напиши свои воспоминания». После этого я принял решение написать книгу со своими воспоминаниями.
Мой один близкий друг, уже покойный, о котором я упоминаю в своей книге, однажды сказал мудрые слова: «Если бы этот мир был вечным, то не осталось бы нужды в воспоминаниях». Смысл этих слов очень глубокий. Мы живем в бренном мире, и поэтому считаю важным оставить в нем свои воспоминания.
А татары Эфенди Кёпрюсю проводят ли какие-то национально-культурные мероприятия, пытаются ли сохранить язык и культуру?
Однажды, сейчас уже точный год не вспомню, мы в деревне очень красиво провели Сабантуй. Большую помощь в организации праздника оказала Рушания ханум (речь идет, о Рушание Алтай, известной татарской журналистке, национальной активистке, проживающей в Стамбуле). Однако в последние годы, к сожалению, этому уделяется все меньше внимания. Традиции и язык уже забываются. В Турции в некоторых других татарских деревнях еще проводят Сабантуи, но тоже очень редко.
У татар богатая и древняя культура банного мытья (об этом мы писали в одной из наших статей). Мне вот стало интересно, а привезли ли с собой татары-переселенцы эту банную культуру?
Культура бани и гигиена тела у татар >>
Когда я был маленьким, в деревне, помню, было много бань (мунча). На печке были камни, которые раскалялись на огне, рядом стояла бочка с водой. Оттуда брали воду и бросали на камни, а затем под паром на лежаках (сэке) парились веником (себерке). Но сейчас появились новые технологии обогрева воды солнечной энергией, народ теперь пользуется душем и ванной, поэтому татарских бань в деревне не осталось.
Долгие годы важной реликвией нашей семьи был большой дровяной самовар. Он был из латуни, красивого желтого цвета. Наш дед привез его с собой из России. Она напоминала нашей семье о далекой родине. Мы все очень любили пить из него чай.
Вы довольно хорошо говорите на татарском языке? Как удалось сохранить язык?
Большое спасибо родителям. Отец с детства говорил нам, что мы являемся татарами. Он научил нас гордится именем «татар». Во времена моей молодости мы всячески старались сохранять свой язык и культуру. Браки в основном были только между татарами.
Дома разговаривали на татарском языке, а в школе и в общественных местах на турецком. Однако сейчас молодые, к сожалению, часто создают семьи с турками и манавами (субэтническая группа турков в Малой Азии), поэтому теряются свои корни, забывается язык. Например, мои дети хорошо понимают татарский язык, но сами уже говорят на нем с трудом.
Но я, иншаллах, надеюсь, что татары, как нация будут существовать и не исчезнут. Я могу сказать, что татары — это умный и трудолюбивый народ. Татары очень искусны в торговле. У нас даже была поговорка, что в плане торговли татары не менее искусны чем евреи.
В 2012 году мне захотелось увидеть мою историческую родину, разыскать деревни моих предков — это деревня Эби и Кыркели где-то близ Бугульмы. До этого я познакомился с Азатом из Татарстана. Сначала он приехал с семьей к нам в гости в Стамбул на 10 дней. А затем он пригласил меня в Татарстан, благо он жил недалеко от Бугульмы, в Азнакаево.
Я долго искал эти деревни. Мы с Азатом на машине ездили в Бугульму, Альметьевск и по местным селам, однако, к сожалению, так и не смогли найти деревни моих предков. Но я очень благодарен Азату, он встретил меня на машине в аэропорту и показал много красивых мест в Татарстане. Я считаю, чтобы продолжать существовать как единый народ, мы должны уметь всегда поддерживать соплеменников и помогать друг другу.
Примечание.
После рассказа Файзи абый о деревнях своих предков удалось их найти. До 1920-х годов эти деревни территориально находились в Бугульминском уезде Самарской губернии. Это села Сарабиккуло (Эби) и Каркали, которые сейчас относятся к Лениногорскому району республики Татарстан. В ближайшее время надеемся посвятить отдельную статью истории появления татарских деревень в Турции.
Мухсин Нурулла