Берберы, или амазиги, являются коренным населением стран Северной Африки, где они расселились за 4000 лет до арабских завоеваний VIIв. Берберы представлены различными этническими группами и составляют около 25-30% алжирцев, 50% марокканцев. Амазиги также проживают в Ливии (200 тыс.), Мали (450 тыс.), Нигере (700 тыс.), Тунисе (30 тыс.) и Мавритании (250 тыс.)
В жизни современных стран Северной Африки берберский вопрос занимает важное место, однако везде решается по-разному. Если в Марокко в отношении берберов всегда проводилась либеральная политика, то в Алжире проблема коренного населения имеет особо острый характер.
В Алжире самым многочисленным берберским народом являются кабилы, 4 млн из которых проживают в Кабилии, прибрежной области к востоку от столицы Алжира, еще 2 млн– вэмиграции заграницей. Среди других берберских народов, проживающих в Алжире, известны шауйа (2 млн) и мзамбита(800 тыс).
После получения независимости в 1962 г., Алжир встал на путь становления унитарным государством, основанным на арабо-мусульманской культуре. Так, формирование алжирского народа проходило в рамках жесткого курса на арабизацию и подавление берберской культуры.
С этого времени амазигиначали и до сих пор ведут борьбу за признание своих культурных прав и расширение роли в жизни страны. Основным центром сопротивления является гористая область Кабилия, где проживают две трети берберов Алжира (кабилы).
В 1980 г. в Алжире вспыхнула «берберская весна» в знак протеста против запрета проведения культурных мероприятий. Поводом к началу протестов стала отмена лекций берберского поэта в университете Тизи-Узу в Кабилии. Акциями протеста проходили под руководством «Фронта освобождения берберских племен в странах Магриба», борющегося за создание независимого государства амазигов.
«Берберская весна» было жестоко подавлена силами безопасности, тысячи участников берберского движения были арестованы. Тогда выступления амазигов вызвали горячее обсуждение берберского вопроса в международной прессе и в сфере защиты прав человека.
В 1989 г. в Алжире был признан политический плюрализм: у амазигов появилась возможность принимать участие в политической жизни страны и продолжать заявлятьо своих культурных и политических правах. Президент Алжира в 1991-1992 гг. пошел на ряд уступок, смягчив политику арабизации: было разрешено преподавание берберской культуры в вузах страны.4 сентября 1995 г. был проведен Всемирный конгресс амазиг, целью которого стало достижение социально-экономическим прав для берберских племен во всех странах их проживания. Это вновь вызвало усугубление берберского вопроса в Алжире.
В ответ правящие круги Алжира ужесточили курс арабизации, что породило возникновение радикальных берберских движений – «Альянс за свободную Кабилию» и «Вооруженное берберское движение».
Весной 2001 г. тысячи кабилов вновь провели массовые выступления против политики арабизации и непризнания берберов как самостоятельного народа. Однако неспособность протестующих отделить долгосрочные требования от краткосрочных и способность режима «поссорить» берберские фракции «Фронт социалистического труда» и «Объединение за культуру и демократию» между собой привело к затуханию протестного движения. Выступления, получившие название «черная весна» были подавлены силами безопасности, в ходе которого погибло около 100 человек.
В 2002 г. в Алжире берберский был признан национальным языком. В последующие годы были предприняты ряд других уступок: было разрешено преподавание берберского языка в школах и др.
В целом, берберский вопрос в Алжире сохраняет свою остроту. Алжирские власти все еще не готовы отказаться от политики арабизации и систематически подавляют любую инициативу по сохранению берберских языков и культуры. Например, в июле 2008 г. судебным решением было запрещено заседание 5-го Всемирного конгресса амазигов в Кабилии. «Движение за автономию Кабилии»постоянно сталкивается с препятствиями при организации культурных мероприятий в Кабилии.
Лейсан Тимергалиева