Камиль Самигуллин: «Традиции народов России имеют общие корни и воспевают скромность и благонравие»

Условия устойчивости многонациональных и многоконфессиональных обществ, а также важность многорелигиозности в международном сотрудничестве в условиях геополитической напряженности – эти и другие вопросы стали темой обсуждения конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство» Международного дискуссионного клуба «Валдай», которая прошла 24 ноября в Казани.

В научном мероприятии приняли участие российские и зарубежные церковные иерархи, философы, религиоведы, социологи и ученые-международники, в том числе государственный советник Республики Татарстан, первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, муфтий, глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин, директор Государственного Эрмитажа  Михаил Пиотровский,  митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Антоний, Ширээтэ Лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, директор Института международных отношений Казанского федерального университета Рамиль Хайрутдинов, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, проректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Заяева Жаргал Дугданов и др.

Среди иностранных гостей конференции – главный научный сотрудник Института новейшей истории Сербии в Белграде Александр Ракович, профессор политологии Каирского университета Нурхан Эль-Шейх и др.

Модераторами конференции стали Андрей Быстрицкий, Тимофей Бордачёв, Александр Ракович.

Первую сессию конференции под названием «Религиозное взаимодействие между странами как одна из основ мира и развития» открыло видеообращение Президента РТ Рустама Минниханова, выступление которого задало тон последовавшим дискуссиям.

В приветственном слове глава республики заявил, что следующий год объявлен в Татарстане Годом национальных культур и традиций. Он рассказал о своем участии в Бахрейнском форуме «Значение диалога между религиями», где как председатель ГСВ «Россия – Исламский мир» поделился опытом с мировым сообществом, как в России в дружбе и согласии живут люди разных вероисповеданий.

«Татарстан – неотъемлемая часть большой многонациональной России, которая уделяет значимое внимание вопросам сохранения традиционных ценностей», – подчеркнул Рустам Минниханов.

По словам Андрея Быстрицкого, символично, что конференция клуба «Валдай» проходит в Казани в год празднования исторического юбилея 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

«Здесь удается сосуществовать религиям, имеющим разную историческую судьбу. Место, где мы собрались  своего рода центр Евразии, точка сборки очень мощных духовных воззрений, народов», – отметил модератор.

Начал дискуссию Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Духовный лидер считает, что православные уверены, что Казань является христианским городом, так же, как братья мусульмане считают Казань мусульманской.

«Многие семьи, несмотря на то, что имеют различные религиозные и национальные начала очень дружны и терпимы.     Казань – это казан, где все перемешалось за эти века. Мы даже уже не мыслим жить друг без друга», –  с большой теплотой отозвался митрополит о дружеских взаимоотношениях христиан и мусульман в столице Татарстана.

Он также высказал мнение, что принятие христианства языческой Русью стало одной из причин признания европейскими державами отечества и возвысило его в глазах стран мусульманского востока, придерживающихся веры в единого Бога.

«Через православие русский народ приобщился к нравственным ценностям, который раскрыл Господь человечеству через Авраама, Моисея и Евангельскую проповедь. Религия с одной стороны обращена к внутренней жизни человека, а с другой преображает окружающую действительность, активно влияет на общество, культуру и политическую жизнь страны и народа.

Любовь к отечеству, стремление к миру и согласию, уважение к истории, памяти предков, культурному наследию, общие традиционные и семейные ценности, смирение, терпение  все это поныне характерно для многонационального российского народа. А сформировались эти традиции при непосредственном участии традиционных российских конфессий», –  подчеркнул священник.

Далее Митрополит Кирилл провел детальный анализ угроз в современных условиях: «Сегодня, мир столкнулся с беспрецедентными вызовами и на наших глазах произошло продуманное изменение сознания у значительной части населения. Именно Россия становится форпостом борьбы за традиционные ценности всего человечества, которые сформированы на протяжении всей истории нашего отечества при прямом участии православия и других традиционных религий».

Лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев в своем выступлении отметил, что согласно буддизму, все религии несут одну истину и духовно нравственные основы. По его словам, сегодня Россия – это одна семья, в отличии от времен, когда коммунисты «желали истребить все религии, заменив одной – атеизмом».

«Это неправильно. Важно каждому народу на его языке, согласно их культурному коду и традициям, объяснять нравственные постулаты. Только тогда это принесет существенные плоды в объединении народов с целью дать ответ на все вызовы. Но сначала нужно взрастить согласие на объединяющих идеях и точках соприкосновения, чтобы прийти к компромиссу и только потом решать следующие задачи», – отметил он.

«В щедрости есть богатство, а в дисциплине и нравственности  счастье. Мы все хотим счастья народу», – завершил свое обращение Лама.

Муфтий Камиль хазрат Самигуллин, подхватив тему религиозного взаимодействия, высказал мнение, что именно со стабильного духовного состояния каждого гражданина страны складывается в итоге единство целого общества:

«Президент России Владимир Путин 9 ноября 2022 года подписал указ об "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Что такое традиционные ценности? Ответ дается в документе. Это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

В документе также отмечается, что ислам наряду с другими религиями является неотъемлемой частью российской истории и духовного наследия, и играет важную роль в консолидации российского общества. То есть речь идет о фамильной памяти.

Когда есть связь между поколениями, которые много веков живут на одной земле, соблюдают семейные, национальные и религиозные традиции, у человека возникает целый спектр чувств по отношению к своей Родине: в первую очередь ответственность за ее судьбу, гордость, а может быть даже обида за нее. Потому что родина связана с семьей, родом, своим народом. Человек лишившись своей культуры, становится никем.

Традиции народов, населяющих нашу страну, имеют общие корни, и все воспевают скромность и благонравие.

Фотографии начала ХХ века, которые дошли до наших дней, свидетельствуют о том, что традиционная одежда всех женщин в России – русских и нерусских – покрывала их с головы до ног, кроме лица и кистей рук, или другими словами была хиджабом. Взгляните на иконы. Или вспомните, как изображали художники деву Марию, мать Пророка Исы (а.с.).

Но сегодня мы вынуждены наблюдать, как девочек в российских школах заставляют снимать платки. То есть со школьной скамьи мы внушаем нашим детям, что быть верующим  это неправильно», –  заметил хазрат.

Михаил Пиотровский, говоря о важности религиозного взаимодействия, отметил что «через восстановление памятников Казани, Булгара, Свияжска происходит диалог культур и религий. Когда люди понимают, что многое можно делать вместе».

«Сегодня в Петербурге в Эрмитаже идет конференция по исламскому образованию в XXI веке. Это громадный проект, в котором духовные высшее учебные заведения: Исламский институт, Болгарская академия и светские университеты работают сообща, и мы готовим совместно учебное пособие. Наши имамы параллельно учатся в светских вузах на кафедрах востоковедения.

Восстановление памятников, дискуссии об образовании, выбор способов говорить и вести диалог так, чтобы не отходить от научных принципов и концепций религий  это все то, что нам завещала культурная традиция России», – поделился опытом взаимодействия с мусульманскими студентами в Петербурге учёный.

Главным посылом выступления Минтимера Шаймиева стало то, что несмотря на сложности, пришло время взяться за конкретные дела. Время идет, нужно успеть многое сделать для межкультурного обогащения и доброго, плодотворного межрелигиозного взаимодействия.

«Президент РФ Владимир Путин нацеливает нас на это своим указом. Ведь возрождение духовного  неотъемлемая часть всех преобразований, которые происходят в обществе. Межконфессиональное единение  сильное подспорье единству народов. Наш народ должен показать всему миру, как возродить духовность, продемонстрировать единство силы духа».

Одной из центральных тем выступления Минтимера Шаймиева стало возрождение и сохранение материального наследия, способствующее достижению компромисса для всех народов и духовному развитию общества.

«В Татарстане в 1986 году было всего 18 мечетей и 15 храмов. Мы же боролись против религии, это все что осталось от храмов. Сегодня у нас за 30 лет появилось уже более 1500 мечетей и 500 православных церквей, которые были кардинально восстановлены. А история создания всенародного фонда "Возрождение памятников истории" очень показательна.

Однажды был очень богатый урожай в республике и народ согласился продать его во благо возрождения исторических памятников. 32 млрд рублей стало основой фонда, который незамедлительно начал работу.

Первым делом мы воссоздали мечеть Кул-Шариф, православные храмы и мечети, а дальше пошли города, началась широкомасштабная реализация программы республиканского Фонда сохранения и развития Булгара и Свияжска, включающая реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры, а также обновление жилого фонда Свияжска. 

Решением комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Свияжского Успенского монастыря включен в Список всемирного наследия. Что касается преобразований в образовании, то построены академия ислама, институт ислама, 6 полилингвальных школ.

В Татарстане мы в одинаковой степени стараемся соблюдать интересы православия и мусульманства».

По словам модератора Тимофея Бордачёва, первая сессия посвящена взаимодействию церковных общин и роли церкви и религии в современной международной политике в связи с современной международный политикой, которую нельзя назвать спокойной.

«Поведение государств становится все более конфликтным. Мы видим острые конфликты, раздирающие Европу. Нельзя сказать, что государства сейчас особенно способны находить мирные способы сосуществования друг с другом и разрешения возникающих проблем.

Именно в этом сложном международном контексте очень важно обратиться к роли религии и религиозных общин, которые имеют трансграничный характер, связывающий со своими единоверцами в других странах мира, жизнь которых проистекает поверх государственных границ. Хотя все безусловно остаются патриотами и гражданами своих стран».

Митрополит Антоний Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в своем докладе сказал, что сегодня отечество противостоит многим вопросам мировоззренческого характера, группе наиболее могущественных государств мира:

«Культура народов России одна из самых многообразных из всего мира, и мы сумели построить образцовую модель сотрудничества между всеми традиционными религиями, народы России уважают традиции и культуру друг друга. Это противостоит доминирующей западной идее о собственной исключительности и превосходстве».

Митрополит заметил, что в работе с мусульманами достигается куда больше взаимопонимания по многим ключевым вопросам, чем с единоверцами христианами на Западе. Эту близость, по мнению митрополита, определяют приверженность к общим духовно-нравственном ценностям.

Рассказал он и о московском патриархате, который 25 лет ведет диалог с мусульманскими организациями Ирана, «нужно отметить высокий уровень взаимопонимания и доверия в ходе этого общения. Это способствовало тому, что Россия и Иран имеет прочные дружественные связи».

Вторую сессию на тему «Религиозное многоголосие и политическая стабильность» открыл модератор и главный научный сотрудник Института новейшей истории Сербии в Белграде Александр Ракович.

«Тема нашей сессии подчеркивает важность диалога религий, религиозного многоголосия и политической стабильности», – сказал он.

Ключевой темой в речи директора Института востоковедения РАН Аликбера Аликберова стала проблема исключения таких понятий, как нация и народ из современной гуманитарной науки.

Он отметил, что с точки зрения методологии, вопреки расхожему мнению, религия и этническое многообразие может обеспечить политическую устойчивость намного больше, чем формальное единообразие.

«Понятие нации и народа в современной гуманитарной науке к сожалению, отменены. Нация – это неопределенное что-то, народ не научная категория, этнос тоже отменяется.

Есть категория, традиционная религия, которая определяет религиозные традиции.  Как пример, американцы говорят об американском исламе, немцы о немецком, французы о французском, британцы о британском. В Алжире – это народный ислам, в Эмиратах заявляют о своем отечественном патриотическом исламе, Аравия называет свою религию, как срединный путь с привязкой к патриотизму.

Нужна новая социализация ислама. Что касается национального единства, то это восприятие  традиций и христианских, и мусульманских», – поделился своим мнением ученый.

В ходе второй сессии участники обсудили масштабы и значение религиозной свободы для сохранения политической стабильности и развития.

Большинство экспертов отметили, что в условиях беспрецедентного давления стран Запада опора на традиционные ценности помогает сохранить единство наших народов, которые представлены разными конфессиями. Накопленный культурно-исторический опыт помогает достижению национальных целей развития и поднятию международного престижа страны.

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Социальные комментарии Cackle