В каких случаях разрешено обсуждать поступки человека в его отсутствие?
Ответ:
Говорить за спиной человека то, что может ему не понравиться, является злословием и, без сомнения, запрещено в исламе. Злословие – это порицаемое качество, отвергаемое теми, кто обладает духовной чистотой и для кого является естественным следовать прямым путем. Всевышний Аллах в Коране сравнил злословие с поеданием покойного: «Не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49:12)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) также порицал подобные действия и предостерегал от них. Многие из ученых-богословов причисляют злословие к числу больших грехов. Однако шариат разрешает говорить о поступках человека в его отсутствие в следующих случаях:
- Подача жалобы. Человек, в отношении которого была совершена несправедливость, может подать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком. И при этом он может говорить о действиях своего оскорбителя в его отсутствие.
- Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения отступника на путь истинный. В этом случае человек может сказать тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, например, следующее: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого».
- Обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетвы). В подобной ситуации человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то такой-то (или мой отец, или мой брат), имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного и защититься от его притеснений?»
- Предостережение мусульман от зла или греховных действий. Это касается тех случаев, когда необходимо предостеречь людей от свидетелей, передатчиков хадисов и писателей, в отношение которых имеются обоснованные сомнения, и чьи слова или действия могут принести вред. Например, если человек станет свидетелем того, что некто покупает запретные вещи, или если увидит, что мусульманин дружит с вором или прелюбодеем, или что некто хочет жениться на своей кровной родственнице, и т.д., то он может предостеречь от подобных людей или действий. Однако предостерегать необходимо с целью совета и наставления, а не с целью сделать еще хуже или причинения страданий.
- Когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается употребления вина или незаконного присвоения чужого имущества. В таких случаях разрешается сказать о том, что совершается этим человеком открыто в его отсутствие, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых причин.
- Представление. То есть, когда человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, ‘Подслеповатый’, ‘Хромой’, ‘Одноглазый’, ‘Слепой’ и т.д., то разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в случае, если это прозвище упоминается с целью унизить человеческое достоинство, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.
Таким образом, если человек открыто распространяется о своих порочных поступках, то можно говорить об этом в его отсутствие с тем, чтобы предостеречь людей от него и от его распутства. Однако за его спиной порицать его только на основании того, что он считает свои поступки правильными и хорошими, не разрешается.
А Аллах знает лучше.
Islam-Today
Читайте также:
-
В какие приметы можно верить, а в какие нельзя?
У меня тоже появился вопрос: Я стоял на улице, облокотившись на стол, мой подбородок лежал на руке (т.е. рукой я придерживал голову), ко мне подошел незнакомый человек и сказал что мусульманам так стоять нельзя (имеется в виду держать руку на подбородке), якобы у татар есть такая примета, что с родителями может случиться что-то плохое. Что вы скажете об этом, и что вообще нужно отвечать в таких ситуациях? (Алим Идрисов)
-
Мазхаб имама аль-Бухари
1. Согласно мнению Ибн Таймиййи, имам аль-Бухари был муджтахидом, и самостоятельным имамом в фикхе.
2. Согласно мнению Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах, он был шафиитом, потому что учился у Хумейди, который был шафиитом. Такое заключение не верно, потому что тогда имама аль-Бухари, рахимахуллах, надо считать ханафитом, ведь он был учеником Абдуллаха ибн Мубарака, рахимахуллах, а тот был ханафитом.
-
Как перестать злиться: советы Пророка Мухаммада (мир ему)
Злость — естественное чувство, которое может привести вред не только тому, в чей адрес оно направлено, но и тому, кто его испытывает. Мы несовершенны и нам свойственно впадать в крайности и временами терять самообладание, но тот, кто не стремится к контролированию проявления своих негативных чувств, далек от довольства Аллаха
-
10 фактов из жизни Пророка Юсуфа (а.с.)
1. Юсуф ибн Я‘куб ибн Исхак ибн Ибрахим (его отец, дед и прадед были пророками).
2. Одноутробный брат Буньямина...
-
Хадис: "Знай, что в тебе есть 2 опасных качества..."
«О, Абу Зарр! Цени пять вещей, пока их не заменят другие пять: жизнь до прихода смерти, здоровье до болезни, богатство до бедности, свободное время до полной занятости, молодость до наступления старости». Этот прекрасный хадис призывает не принимать то, что мы имеем, как само собой разумеющееся, ведь мы начинаем ценить что-либо только тогда, когда это теряем.
-
10 запретов во время посещения мечети
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему) однажды сказал: «Мечети – дома богобоязненных, и Аллах берёт на себя заботу о душах и комфорте тех, для которых мечети стали домами; также Аллах разрешит переход через мост (Сират) и обеспечит спасение от огня ада» (Хайсам и Табарани).
-
Что сейчас делает ангел Джабраиль?
Джабраиль (Джибриль) является главным из четырёх особо приближённых к Аллаху ангелов-мукаррабун. Он часто отождествляется с библейским архангелом Гавриилом. Имя ангела имеет древнесемитское происхождение. Оно состоит из двух слов — “джибр” ("раб", "слуга") и “Ил” (Бог), что означает «Раб Аллаха».
-
Если узнал о рождении ребенка: дуа за новорожденного
При получении известия о рождении ребенка произносят следующую молитву...