Как татары превратили Нарву в центр эстонского ислама

Дом татарской мусульманской общины в Нарве. Из личного архива автора

Дом татарской мусульманской общины в Нарве. Из личного архива автора

Татарская община Нарвы глазами эстонской прессы

Продолжаем вас знакомить с историей татарской общины эстонского города Нарва. В 1928 году община была официально зарегистрирована как «Нарвский Магометанский Приход» («Narva Muhamedi Kogudus»).

Читайте также: Мусульмане Эстонии: из истории татарской общины Нарвы

Большую роль в создании общины сыграла татарская община Финляндии, в частности имам Вали Ахмед Хаким. На собранные пожертвования мусульман Эстонии и Финляндии община смогла приобрести отдельное здание.

Вот что об этом в 1928 году писала эстонская пресса:

«Нарва – центр ислама. Мусульмане создали в Нарве мечеть и основали школу.
Татары, проживающие в Эстонии, которых насчитывается более 300 человек выбрали нашу Нарву центром своего пробуждающегося самосознания и культурной жизни. В настоящее время в Нарве проживает 76 татар, а в Таллинне - 100 татар, меньше в других частях Эстонии. Сегодняшние эстонские татары нашли свою родину на севере.

…Татары-мусульмане, теперь пытаются сплотиться, чтобы сохранить свое происхождение. Прошлой зимой в Нарве был создан магометанский приход с целью удовлетворения религиозных, благотворительных, образовательных и воспитательных потребностей своих членов. Для достижения этой цели община может создавать свои собственные молитвенные дома и места захоронения, а также школы, читальные залы, библиотеки, приюты и т.д.

Как татары превратили Нарву в центр эстонского ислама

В настоящее время нарвский магометанский приход празднует в своем частном доме в молитвенной комнате, но есть намерение собственными силами построить мечеть. С этой целью мы также надеемся получить материальную поддержку от мусульман в соседних странах. Также у татар есть желание открыть собственную школу. Первоначально в основном в виде более коротких курсов. Учитель будет приглашен либо из Финляндии, либо из Германии. В ближайшее время пару местных девушек отправят в Финляндию, чтобы познакомиться с жизнью тамошних мусульман.

Это интересно: Мусульмане Эстонии: как татары превращали пожарное депо Таллина в мечеть

Нарвский магометанский приход в настоящее время возглавляют З. Шахмаер (Закир Фатхулла Шахмай – председатель), З. Сейфуллин (Зиннатулла Сайфулла – заместитель председателя), М. Хаердинов (Мустафа Хайретдин – казначей) и С. Нисаметдинов (Сафа Низаметдин – секретарь), приходской священнослужитель И. Девлетшин (Исмагил Давлетшах)» [Газета «Северный дом» («Põhja Koda»), 1928 год].

Реклама магазина Мустафы Хаердинова (Хайретдин) в эстонской газете. Он также являлся имамом мусульманской общины Нарвы. Из личного архива автора

Реклама магазина Мустафы Хаердинова (Хайретдин) в эстонской газете. Он также являлся имамом мусульманской общины Нарвы. Из личного архива автора


А вот что через год (1929 год) о мусульманской общине татар Нарвы писала газета «Северная Эстония» («Põhja Eesti»):

«В 1928 году в Нарве была основан магометанский приход. Теперь вокруг него собрались все сторонники мусульманства, живущие в Нарве и Эстонии, в основном татары. В нынешнее время около 100 татар живут в Нарве и столько же в других городах и сельской местности Эстонии.

Магометанским приходом Нарвы руководит З. Алихожин (Зариф Алихожин – возглавил общину после Закира Шахмая), а секретарем общины является ученик Сафа Нисаметин (Сафа Низаметдин), который год назад окончил среднюю школу Нарвы.

Возникла также проблема образования мусульманской молодежи. Кроме того, раньше дети ходили в русские школы, но теперь татары больше не отправляют своих детей в русские школы. Теперь было решено создать свою собственную школу для мусульман.

…в Нарве организован трехмесячный курс обучения, где детей будет обучать Сейфулла (Зиннатулла Сайфулла), вице-президент прихода. Кроме того, община решила основать в Нарве мечеть.» [Газета «Северная Эстония» («Põhja Eesti»), 1929 год]. 

Мусульмане Эстонии: как татарских торговцев ошибочно принимали за цыган
В прошлой статье мы рассказали о предыстории проникновения ислама в Северную Прибалтику. Продолжая данную тему, эту статью мы посвящаем жизни татар в Эстонии в 19 веке и заканчивая оккупацией Советским Союзом в 1940 году.
17.06.2020
3440
Социальные комментарии Cackle