Всё чаще в последнее время мусульмане приходят к осознанному вегетарианству, то есть отказу от продукции животного происхождения.
Помимо пользы для здоровья, отказ от мяса позволяет заботить о благополучии животных и внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Однако, несмотря на предпочтения в еде, каждый мусульманин должен понимать свою ответственность за сохранение творений Аллаха на этой земле. Это может проявляться в повседневном выборе того, где вы делаете покупки, что покупаете, и как проходит ваш обычный день.
В тексте Священного Корана неоднократно указывается на существующий в природе мудрый порядок, установленный Аллахом. Сохранение и поддержание этого порядка возложено на человека.
Злоупотребление властью над природой и пренебрежение законами мироздания чреваты суровыми последствиями:
«А если бы истина [Куръан] следовала их прихотям, то пришли бы в беспорядок небеса, земля и все, кто в них. Мы же дали им наставление [Куръан], но они отвернулись от этого наставления» (аль-Муминун, 71 аят).
Иными словами, жизнедеятельность человека тесно связана с вопросами экологической безопасности. Однако это не означает, что ислам призывает к ограничению экономического роста или технологического развития.
В Благородном Коране говорится, что развитие возможно и при постоянном технологическом прогрессе, если только человек не нарушает экологического равновесия:
«Мы создали на ней пропитание для вас и для тех, кого кормите не вы [всё живое наделяет пропитанием лишь Всевышний Аллах]. И сокровищницы всего [чем пользуются творения] у Нас [всё находится под Нашим управлением]. И низводим Мы их строго в определённом количестве» (аль-Хиджр, 20-21 аяты).
Но забота об экологии и окружающем нас мире также означает намеренное избегание зоопарков и иных туристических достопримечательностей, которые сводят жизнь и функции животных к развлечению человека.
Именно поэтому так важно обращать внимание и по возможности помогать тем учреждениям, которые помогают диким животным оправиться от травм, принесённых человеком, и вновь вернутся в привычный дикий мир. Одним из примеров в этой деятельности является Кения с её заповедниками дикой природы.
Будучи одним из немногих городов в мире, где действует заповедник дикой природы, Национальный парк Найроби предоставляет бесценную возможность принять участие в сафари.
Главное отличие сафари от жизни животных в неволе – действия и движения, сама жизнь каждого животного принадлежит только ему одному. Так, чтобы увидеть львов, антилоп, буйволов, бородавочников и жирафов, нужно набраться терпения.
А если очень хочется увидеть слонов, то стоит посетить Фонд дикой природы Дэвида Шелрика, где осиротевших и раненых слонов оберегают вплоть до полного восстановления и вновь выпускают в дикую природу.
Полюбоваться слонами можно один час в день до обеда, но смотрители Фонда отлично справляются со своей работой и в короткий временной промежуток, рассказывают о каждом из слонов, делясь личными подробностями своих историй о спасении.
Интересно, что повторно выпущенные на свободу слоны часто возвращаются в Фонд, чтобы познакомить своих отпрысков с суррогатными человеческими родителями, которые заботились о них в трудные моменты их жизни.
В направлении к восточному побережью находится портовый город Момбаса, где преимущественно проживают мусульмане, работает множество различных мечетей и халяльных учреждений.
Шум и суета тележек тук-тук, микроавтобусов матату и такси могут вызвать головокружение при прогулке по центру города, но рядом с историческим фортом Иисус посетители могут перевести дух в Доме бабочек Момбасы.
Окружённые красочным множеством бабочек на разных этапах своего развития, можно ознакомиться с общенациональными усилиями по сохранению природы, которые дают семьям с низким доходом возможность процветать, вместо того чтобы прибегать к экологически разрушительным способам зарабатывания на жизнь.
За пределами города расположен природный заповедник Нгуни, который одновременно является клиникой, а также заповедником дикой природы для находящихся под угрозой исчезновения жирафов, антилоп канна и одного страуса.
Там нет ни заборов, ни перегородок, что позволяет посетителям прогуляться среди этих величественных животных и разделить трапезу, пока они лакомятся листьями и гранулами проса.
Приехав в Кению, нельзя не посетить старейшее поселение суахили Ламу. Небольшая группа островов сохранила следы португальского вторжения, оманского правления, индийской торговли, китайских поселений и влияния многих других культур.
Важным моментом в духовной жизни Ламу стало прибытие Хабиба Салиха бен Алави Джалала аль-Лейла, учёного и целителя, чья родословная простирается от Коморских островов до Йемена, вплоть до древа самого Пророка ﷺ.
Мечеть Риядха и школа-интернат, которые основал учёный, находятся недалеко от его бывшего дома и продолжают оставаться центром обучения и поминания Аллаха. Его наследие духовного целительства продолжает жить благодаря ежегодному фестивалю Ламу Маулиди и Клинике Красного Полумесяца.
Это событие привлекает посетителей со всей Восточной Африки, которые собираются, чтобы отпраздновать рождение пророка Мухаммада ﷺ.
На протяжении трёх дней, помимо чтения Корана, собраний верующих с чтением сиры Пророка ﷺ, участники торжества также приносят медикаменты и участвуют в сдаче крови для поддержки медицинской миссии.
Ламу – особенно консервативная часть Кении, но подобно радушному хозяину, город сохраняет свою целостность, освобождая место для многих, кто решит посетить остров или сделать его своим домом.
(Фото в публикации: sacredfootsteps.org).