Соборные мечети Казани: из прошлого в будущее

Соборные мечети Казани: из прошлого в будущее

«Мечети  это дома Аллаха на земле. Они светят обитателям небес подобно тому, как звезды в небе светят обитателям земли» (хадис).

Архитектура мечетей – важный элемент татарской национальной культуры. Здания мусульманских храмов являлись неотъемлемой частью архитектурного ландшафта татарских кварталов российских городов.

Мечети выступают памятниками благотворительной деятельности представителей национальной буржуазии, проявлением заботы о реализации религиозных прав единоверцев.

До наших дней не сохранилось мечетей средневековой Казани.

Джума-мечеть (по-татарски "жамигь мачет") – мечеть для коллективной молитвы, по-другому соборная мечеть.

Казань – современный город диалога различных культур и религий. Соборные мечети, представленные на выставке, которая открылась в Казанском Кремле, иллюстрируют этот диалог различных традиций и стилей в архитектуре прошлого, настоящего и будущего.

Дореволюционные соборные (пятничные) мечети Казани

Разнообразие архитектурных стилей, особенностей оформления дореволюционных мечетей имеет историческую основу. В исламском культовом зодчестве Нового времени выделяются несколько этапов.

Со времени официального разрешения легального существования мусульманских богослужебных зданий в Поволжье и Сибири и до 1828 года включительно, правительство не обращало внимания на внешний облик мечетей. В этот период в сфере каменного монументального зодчества проявилось сотрудничество русских архитекторов и татарских предпринимателей.

Второй этап (1829-1862) характеризовался принуждением возводить мечети по «образцовым чертежам». На третьем этапе, совпавшем с отменой каких-либо архитектурных ограничений в гражданском строительстве, мусульмане получили полную свободу действий».

Строительство каменных мечетей в Новое время связано с приездом в губернскую столицу императрицы Екатерины II в 1767 году. С её разрешения в городе появляются два первых мусульманских храма, известных под современными названиями «мечеть Марджани» и «Апанаевская мечеть».

Мечеть аль-Марджани.
Другие названия: Эфенди, Юнусовская

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

Мечеть построена в 1767-1770 годах по разрешению Екатерины II на средства прихожан. Это старейшая функционирующая в наши дни каменная мечеть Казани.

Своё название получила по имени известного богослова и ученого Шигабутдина Марджани, долгое время бывшего имамом этой мечети. Мечеть относилась к первой махалле (мусульманской общине). По одной из версий, автором проекта мечети является В.И.Кафтырев, работавший в Казани во второй половине XVIII в.

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

В советское время не прекращала свою работу.

Здание построено в стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. B оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства.

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

Мечеть Марджани. Начало ХХ века.

Апанаевская мечеть.
Другие названия: Байская, Пещерная

Апанаевская мечеть. Начало 1920 гг. Фотография Сперанский Б.А.

Апанаевская мечеть. Начало 1920 гг. Фотография Сперанский Б.А.

Вторая Соборная мечеть была возведена в 1768-1770 гг. на средства купца Якуба Султангалеева – одного из крупнейших предпринимателей XVIII в., первого городского главы Татарской ратуши Казани. Якуб Султангалеев не только пожертвовал огромную сумму на строительство, но и сам лично вместе с женой работал на стройплощадке. Мечеть относилась ко второй махалле.

Апанаевская мечеть. 1911 г.

Апанаевская мечеть. 1911 г.

Эта мечеть впоследствии стала называться Апанаевской в честь династии купцов Апанаевых, содержавших её.
Отсюда и второе название – Байская: прихожане мечети были состоятельными людьми.

Гравюра. Турнерелли Э. 1839 г.

Гравюра. Турнерелли Э. 1839 г.

B облике здания заметны элементы русского «московского барокко и татарского декоративного искусства. Архитектор неизвестен.

Первоначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. В 1872 по проекту архитектора П. И. Романова к мечети сделан двухэтажный пристрой с северной стороны здания, решённый в едином стиле с первоначальным зданием.

Апанаевская мечеть до 1880 г. Локке Г.Ф.

Апанаевская мечеть до 1880 г. Локке Г.Ф.

Бурнаевская мечеть

Мечеть относилась к третьей махалле. Предшественник каменной – первая деревянная мечеть третьей махалли – построена в 1799 году невдалеке от места расположения современной мечети. Каменная мечеть была построена взамен прежней деревянной на средства купца М. К. Бурнаева в 1872 году.

Бурнаевская мечеть. 1920-30-е годы.

Бурнаевская мечеть. 1920-30-е годы.

Построена по проекту архитектора П. И. Романова в формах эклектики национально-романтического направления. Минарет построен по проекту Ф. Н. Малиновского и Л. К. Хрощоновича. В оформлении фасадов использованы элементы средневековой татарской и русской архитектуры.

Бурнаевская мечеть. 1890-1900-е годы.

Бурнаевская мечеть. 1890-1900-е годы.

Голубая мечеть

Мечеть относилась к четвертой махалле. Община на данном месте формируется в 1750-е годы (после пожара 1749 года) и строит деревянную мечеть. В 1819 году на месте деревянной была возведена каменная Голубая мечеть на средства купца Ахмета Аитова-Заманова.

Голубая мечеть. 1911 год.

Голубая мечеть. 1911 год.

Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше была построена в стиле классицизма. Архитектор неизвестен.

Галеевская мечеть.
Другие названия: Мусы бая, Сенного базара

Гравюра. Турин В.С. Главная татарская мечеть в Казани. Первая половина XIX века.

Гравюра. Турин В.С. Главная татарская мечеть в Казани. Первая половина XIX века.

Построена в 1798-1801 гг. на средства купца и промышленника Мусы Мамяшева в формах раннего классицизма конца XVIII века. Мечеть относилась к пятой махалле. В 1882 и 1897 гг. расширена с южной и северной сторон на средства купцов И. С. Уразаева, М. И. Галеева и И. Г. Иманкулова и оформлена в стиле позднего классицизма архитектором П.И. Романовым.

Представляет собой двухэтажную двухзальную мечеть-джами с восьмигранным трёхъярусным минаретом в центре крыши.

Галеевская мечеть. 1900-е годы.

Галеевская мечеть. 1900-е годы.

Азимовская мечеть.
Другие названия: Заводская, Каменная

Мечеть построена на средства купца Муртазы Азимова в 1887-1890 годах. Возведена на месте прежней деревянной мечети 1804 года постройки.

Азимовская мечеть. 1900-е годы.

Азимовская мечеть. 1900-е годы.

Мечеть относилась к шестой махалле. Построена в формах эклектики национально-романтического направления. Одноэтажная двухзальная мечеть-джами с минаретом высотой 51 м над входом. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского востока.

Мечеть Нурулла.
Другие названия: Сенная, Базарная, Сеннобазарная, Юнусовская

Сенная мечеть. 1900-е годы.

Сенная мечеть. 1900-е годы.

Мечеть была построена в 1845-1849 гг. архитектором А. И. Песке при поддержке советников коммерции братьев
Ибрагима и Исхака Юнусовых на средства, завещанные их отцом купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым. Автор проекта – А. К. Ломан.

Мечеть Сенного базара.

Мечеть Сенного базара.

Мечеть относилась к седьмой махалле. Мечеть является двухэтажной, имеет зал с куполом и трехэтажным цилиндрическим минаретом по южному входу. Оформление и украшение мечети вдохновлено средневековой культовой архитектурой Волжской Булгарии.

Мечеть Сенного базара. 1911 год.

Мечеть Сенного базара. 1911 год.

Султанская мечеть

Построена на средства купца Джиганши Усманова в 1868 г. архитектором Аникиным. Своё название получила по имени купца Султана Усманова, содержавшего её.

Султанская мечеть. 1900-е годы.

Султанская мечеть. 1900-е годы.

Мечеть относилась к восьмой махалле.

Мечеть построена в традициях татарско-булгарской средневековой архитектуры. Представляет собой однозальное помещение. К основному обьему мечети с северной стороны примыкает круглый минарет. Помещение освещается большими арочными окнами.

Султанская мечеть. 1911 год.

Султанская мечеть. 1911 год.

Мечеть Иске-Таш (Старокаменная)

Классическая татарская мечеть с минаретом на крыше была построена в 1802 году на пожертвования торговца Габдуллы Утямышева. В 1830 году реконструирована согласно проекту Александра Шмидта.

Фасады мечети – в традициях классицизма. Их строгость подчеркнута минаретом с тремя ярусами.

Мечеть Иске-Таш. 1911 год.

Мечеть Иске-Таш. 1911 год.

Построена на месте, в котором, по преданию, были захоронены защитники Казани, погибшие во время осады города войсками Ивана Грозного в 1552 г.

Мечеть относилась к девятой махалле.

Красная мечеть.
Другие названия: Низенькая, Бухарская, Розовая

Красная мечеть. 1911 год.

Красная мечеть. 1911 год.

Мечеть была построена в 1808 г. на средства купца 1-й гильдии Мусы Исмагиловича Апанаева в память о своей покойной дочери Зубайде. В народе ее именовали «Низенькая Бухарская» за небольшие размеры и среднеазиатские архитектурные мотивы.

В 1906 г. мечеть была перестроена на средства купцов М.М. Галикеева и М.И. Галеева, было добавлено также здание медресе.

Начала называться «Красной» по цвету краснокирпичных фасадов. Мечеть относилась к десятой махалле.

Мечеть относится к типу зальных мусульманских храмов. Наземный минарет пристроен к северному фасаду. Оформление фасадов выдержано в стиле эклектики национально-романтического направления с преобладанием «восточных» мотивов.

Белая мечеть.
Другие названия: Большая

Мечеть была построена, вероятно, с момента образования слободы в 1750 году. На месте этой первой деревянной мечети "Ишкай муллы" в 1801 году начато строительство каменной. Каменная мечеть построена на средства купца Габдрахима аль-Урнашбаши, более известного под прозвищем Ракый-бай.

Белая мечеть. 1929 год. Фотография Лаптев В.Л.

Белая мечеть. 1929 год. Фотография Лаптев В.Л.

Мечеть относилась к одиннадцатой махалле.

Пропорции здания, оформление фасадов, расположение и пропорции окон аналогичны мечети Иске-Таш. Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом в центре крыши. Двухэтажная кирпичная мечеть была зонирована на верхний культовый и нижний складской этажи. На втором этаже располагались вестибюль с лестницей, большой и малый молельные залы.
Фасады решены в четких формах строгого классицизма.

Белая мечеть. 1911 год.

Белая мечеть. 1911 год.

Казаковская мечеть

Построена на средства купца 2-й гильдии Мухаметзяна Назировича Абдулкаримова (Казакова) на месте старого мусульманского кладбища. В 1876 г. строительство было завершено. Мечеть относилась к двенадцатой махалле.

Была снесена в 1975 году при строительстве улицы Татарстан, поскольку не вписывалась в картину новых высотных домов, строящихся в это время по ул.Татарстан.

Казаковская мечеть. 1911 год.

Казаковская мечеть. 1911 год.

Мечеть представляла собой одноэтажное кирпичное двухзальное здание с восьмигранным минаретом над входом в формах эклектики с сочетанием элементов классицизма, «кирпичного узорочья» и татарского декоративного искусства.

Современные мечети

Кремлевская мечеть Кул Шариф

Новый этап в развитии культовой мусульманской архитектуры начался в постсоветский период. Современным примером единства устремлений жителей и руководства Республики Татарстан стало строительство мечети Кул Шариф.

Фотография Петрусь А. Перед закатом. 2016 год.

Фотография Петрусь А. Перед закатом. 2016 год.

13 ноября 1995 года первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев подписал указ «О концепции развития и использования ансамбля «Казанского Кремля». В нем отмечалось: «в целях сохранения исторической преемственности воссоздать мечеть Кул Шариф».

С момента закладки первого камня до торжественного открытия процесс возведения мечети находился в центре внимания общественности Татарстана и России. Тысячи людей из районов Республики, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, крупные компании, иностранные государства поддерживали строительство мечети.

Фотография Тухватуллин Ф. Созерцая прекрасное. 2011 год.

Фотография Тухватуллин Ф. Созерцая прекрасное. 2011 год.

24 июня 2005 года мечеть торжественно открыла свои двери для верующих и посетителей. Мечеть Кул Шариф – символ возрождения духовности татарского народа и один из признанных шедевров мусульманской архитектуры. На выставке представлены современные авторские фотоснимки, на которых изображена кремлевская мечеть Кул Шариф.

Интересен не только узнаваемый образ мечети снаружи, но и жизнь храма изнутри: это и виды молельных залов, моменты праздничных богослужений, повседневность музея исламской культуры.

Работы, получившие высокие оценки Открытого Международного конкурса на разработку эскизного проекта

Сегодня мы становимся свидетелями и участниками рождения нового архитектурного чуда Казани. 2022 год, когда на федеральном уровне отмечалось 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, ознаменован очень важным событием – закладкой камня на месте будущей Соборной мечети.

Предполагается, что новая мечеть сможет вместить единовременно более 10 тысяч молящихся. Новая Соборная мечеть станет знаковым объектом для будущих поколений.

На выставке представлены пять проектов – финалистов Открытого Международного конкурса на разработку эскизного проекта Соборной мечети г.Казани.

Проект архитектора Айвара Саттарова (г.Казань).

Проект архитектора Айвара Саттарова (г.Казань).

Проект архитектурно-реставрационного бюро "Гинзбург Архитектс" (г. Москва).

Проект архитектурно-реставрационного бюро "Гинзбург Архитектс" (г. Москва).

Проект архитектурно-инженерного бюро HASSA (г.Стамбул, Турция).

Проект архитектурно-инженерного бюро HASSA (г.Стамбул, Турция).

Проект студии OSTA (г.Казань).

Проект студии OSTA (г.Казань).

Проект студии "Сретенские Архитектурные Мастерские" (г. Москва).

Проект студии "Сретенские Архитектурные Мастерские" (г. Москва).

Все фото сделаны на выставке "Соборные мечети Казани"

Ясмин Нуриева

 

Социальные комментарии Cackle