Вопрос: Что такое таваф? Сколько видов тавафа существует?
Ответ: Как термин паломничества таваф означает семикратный обход Каабы, совершение которого начинается с уровня аль-Хаджар аль-Асвад слева от Каабы. Каждый из этих обходов называется шавт. Из следующего аята ясно, что таваф совершается вокруг Каабы: «Пусть потом они совершат свои обряды [паломничества], сполна выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, сура Хадж аят 29). Если принять во внимание хукмы, таваф подразделяется на фард, важдиб, сунна и нафиля, а с точки зрения совершения подразделяется на кудум, зиярат, веда, умра, назир, нафиля и тахия. Хотя хукмы и названия тавафа разные, процесс совершения, фарды (условия и столпы), ваджибы и суннаты одинаковы. Эти виды тавафа заключаются в следующем:
1 – таваф кудум: «кудум» в словаре определяется как «прийти куда-то или пойти куда-то». В значении термин хаджа - это первый таваф по приходу в Мекку для тех, кто совершает ифрад хадж. Совершение этого тавафа является сунной. Для тех паломников, кто с намерением на хадж ифрад, вошли в состояние ихрама, но, не заходя в Мекку, сразу отправились на гору Арафат, а также для женщин, у которых до стояния на горе Арафат не прекратился адат, нет необходимости совершать таваф кудум.
2- таваф зиярат: таваф зиярат является столпом хажда. «Пусть потом они совершат свои обряды [паломничества], сполна выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, сура Хадж аят 29). Ученые едины во мнении, что данный аят указывает именно на таваф зиярат. Ввиду того, что повеление «пусть обойдут» считается общим выражением, каждый паломник вне зависимости от того, является он жителем Мекки или приезжим, обязательно должен совершить этот обход. Чтобы таваф зиярат был действительным необходимо: а) уже осуществленное стояния на горе Арафат; б) совершение в установленное время. Время тавафа зиярат - первый день Курбан-байрама с наступления правильной зари. Более достойно совершить этот таваф после бросания камней, осуществления жертвоприношения и пострижения.
3- таваф веда (прощальный таваф): последний таваф, совершаемый афаками (паломники, приехавшие из регионов, расположенных за пределами миката) перед уходом из Мекки. Еще его называют таваф садер (таваф расставания). Таваф веда считается основным ваджибом хаджа. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не покидает Каабу, не навестив (не совершив прощальный таваф) последний раз» (Муслим, Хадж, 379). Женщины, пребывающие в состоянии хайда и нифаса, вынуждены покинуть Мекку, поэтому они не совершают прощального тавафа и за это с них ничего не взыскивается (Серахси, Мабсут, III, 195; Ибн Нуджейм, аль-Бахрур-Раик, II, 377).
4- таваф умры: согласно всем мазхабам, таваф умры является фардом умры. Время этого тавафа начинается после вступления в состояние ихрама, и не существуют временные ограничения, определяющие его окончание. Может быть совершен в любое время в состоянии ихрама.
5- таваф назир (обещанный таваф): этот таваф является ваджибом для того человека, кто дал обет совершить обход Каабы. Если обещанный таваф ограничен временными рамками, то необходимо следовать этим ограничениям.
6 – нафиля (добровольный) таваф: все тавафы, которые совершаются в Мекке, в период нахождения в этом священном городе, помимо обязательных (фард) и ваджиб тавафов, называются добровольными тавафами (татавву). Согласно мнению сахаба Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), табиинов Ата ибн Аби Ребах, Саид ибн Джубайр и Муджахид ибн Джебр, для тех, кто не является жителем Мекки, во время пребывания в этом святом городе более предпочтительно совершить добровольный таваф, нежели добровольный намаз в мечети аль-Харам. Будет лучше, если приезжие вместо добровольной умры предпочтут добровольный таваф (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, II, 502).
7- таваф тахиятуль-Масджид (приветствие аль-Харама): для тех, кто не совершает тавафы кудум, зиярат, веда и назир, при каждом входе в аль-Масджид аль-Харам в качестве приветствия мечети следует совершить таваф тахиятуль-Масджид мустахаб. В случае, когда совершен один из вышеперечисленных тавафов, таваф тахиятуль-Масджид не надо совершать, потому что [один из вышеперечисленных тавафов] заменяет его (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, II, 448).