Мусульманская музыка

Мусульманская музыка является частью культуры в Исламе

Мусульманская музыка является частью культуры в Исламе

Музыкальная культура мусульман глубока и многообразна. Явление, которое современники называют мусульманской или исламской музыкой, берёт своё начало в глубине средних веков (VII–XVII вв.) – период становления и рассвета Исламской цивилизации.

В VII–VIII вв. арабы Аравии вели захватнические войны, вследствие чего под их контроль перешли территории, простиравшиеся от Севера Африки и Юга Испании до северо-западных границ Китая и Индии, от аравийских пустынь и Афганистана до православной Византии и Сирии; империя дотянулась даже до гор Кавказа, рек Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи.

Многие народы, проживающие на захваченных землях, вынуждены были подчиниться Арабскому халифату. В быт и культуру мусульман влилось множество новых культурных особенностей.

На протяжении веков мусульманская музыка создавалась и распространялась в основном благодаря просвещённым слоям городского населения. Арабский халифат уделял много внимания культурному развитию народов, населяющих подконтрольные ему земли. Для этого было создано множество культурных центров – сначала в Сирии, затем в Ираке и в крупнейших городах Малой и Средней Азии, Азербайджана, Египта, Ирана. Всё это способствовало активному взаимодействию древней культуры арабских кочевников с культурами иных древних цивилизаций: сирийско-византийской, персидской, греческой.

Мусульманскую музыку условно можно разделить на два жанра: «музыкальная литургия» и «исламская классическая музыка».

К первому можно отнести такие «поджанры»: призыв к молитве («адан» или «азан»), чтение Корана («ал-Кур'ан») и ритуал поминания Аллаха («зикр»), практикуемый суфиями. Несмотря на то, что эти «поджанры» обладают ярко выраженными музыкальными характеристиками, в исламской культуре их не относили к музыке.

К «исламской классике» относится та музыка, на основе которой сформировались определённые профессиональные традиции. Движущей силой этого течения являлось индивидуальное творчество. На начальном этапе развития музыкального искусства мусульмане считали музыкантов носителями «внеземного» дара, который исходил от «джинна» (покровителя) или от «иблиса» (дьявола). Но со временем здравый смысл возобладал над подобными суевериями, и мусульмане научились реалистично оценивать профессионализм и талант музыкального мастера, уповающего на Аллаха.

Islam-today

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репосты!

Социальные комментарии Cackle