24 мая 2014 года в Агропромышленном парке Казани прошла первая Республиканская ярмарка «Халяль», организованная Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ совместно с Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. В работе по проведению ярмарки также приняли участие студенты и преподаватели Российского исламского института, они были привлечены в качестве волонтеров и оргкомитета. Во время ярмарки, собравшей несколько тысяч человек, был прочитан Священный Коран, исполнены нашиды и мунаджаты, проведены различные конкурсы и викторины. Директор РЦИЭФ (Российского центра исламской экономики и финансов) Габбасов Ринат прочитал лекцию об основах исламской экономики. Ниже приводим текст данного выступления.
Что такое исламская экономика? Исламская экономика – это этическая, нравственная экономика, целью которой является бизнес соответствующий канонам Ислама. А Ислам – это религия Всевышнего Аллаха, образ жизни, которым доволен Сам Великий Творец. Ислам был ниспослан людям через череду откровений, с которыми пришли пророки и посланники, начиная с Адама и заканчивая Мухаммедом (мир ему). Они разъясняли людям то, чего требует от них Всевышний, чтобы следуя данным требованиям добиться счастья и благополучия в обоих мирах. Требования Всевышнего Творца к верующим – есть положения религии, основанные на приказах и запретах. Положения религии касаются широкого спектра вопросов, в т.ч. и вопросов экономики, т.е. производства, распределения, обмена и потребления.
Самым большим отличием исламской экономики от неисламской, является шариатский запрет на ростовщичество во всех формах, а также обязательство платить закят – религиозный налог, от 2,5% до 20% с прибыли, полученной в течение года.
Основным источником дохода обычных банков, т.н. конвенционных банков, как известно является ростовщический процент. Исламские же банки и финансовые учреждения предлагают альтернативу, которая заключается в таких принципах, как например, мушарака, мудараба, мурабаха и др.продуктах, не противоречащих законам Ислама. Мушарака является аналогом совместного предприятия, мудараба – инвестиционного партнерства, мурабаха – аналогом продаж товаров или услуг с торговой наценкой, растянутых во времени.
Мусульманское МММ, но только без обмана, т.к. обман в Исламе также запрещен во всех формах. Самой лучшей формой организации финансов в Исламе является модель распределения прибыли и убытков: мушарака и мудараба. В обоих случаях обе стороны делятся прибылью в заранее оговоренных долях. В случае мудараба финансовые риски несет исключительно инвестор, а в случае мушарака обе стороны несут риски, пропорционально размеру вклада. Вкладчики исламского банка не рассчитывают на фиксированный процент, а рассчитывают на долю от прибыли, которая, как показывает практика, бывает значительно выше ничем необоснованного банковского процента. Мурабаха же является халяльной альтернативой потребительскому кредиту.
Ислам предъявляет к предпринимателям-мусульманам следующие требования: соблюдение договоров, соблюдение прав партнеров, потребителей и наемных рабочих. Эти требования мало чем отличаются от светского законодательства. Однако, предприниматель-мусульманин живет с сознанием, что он отвечает не только перед государством, но и перед Всевышним, что дополнительно мотивирует его быть честным и добропорядочным.
Сегодня исламский сегмент бизнеса оценивается в 2 трлн. долларов реальных активов, и является наиболее быстрорастущим. Во всем мире, и не только в мусульманских странах, и не только со стороны мусульман, и не только для мусульман, открываются финансовые учреждения, соответствующие экономическим принципам Ислама.
Каноны Ислама дают возможность построить справедливую и равноправную экономическую систему. В классических школах исламского права учтены многие аспекты, характерные для современной экономической системы, такие как купля-продажа, аренда, переуступка прав, поручительство, залог, долговые обязательства, будущие продажи и т. д.
Одним из основных принципов исламской экономики является финансирование, обеспеченное реальными активами. Исламские финансы обеспечены товарами и услугами в отличие от обычных финансовых институтов, которые используют ценные бумаги и закладные. Деньги в Исламе не являются объектом торговли, они выполняют роль посредника в обмене, но собственной ценности не имеют.
Секторы исламской экономики очень разнообразны, каждый из них имеет свои уникальные преимущества.
Основными секторами исламской экономики являются:
• Исламский банкинг и финансы;
• Халяль-индустрия;
• Туризм, соответствующий Шариату;
Что касается исламского банкинга, его активы оцениваются в сумму более 2 трлн. долларов США.
Мировая индустрия халяль приближается к одному триллиону долларов. При этом дозволенное, по-арабски «халяль», является не просто полезным или желательным атрибутом для верующего, оно является обязательным фактором в жизни каждого мусульманина, от которого требуется потреблять только дозволенное и сторониться запретного.
Глобальный рынок исламского туризма оценивается в 140 млрд. долл., исключая хадж и умру, или 14% от объема общемирового туризма. Притом, что его рост составляет в среднем более 20% каждое десятилетие.
Сегмент исламской экономики является наиболее быстрорастущим среди прочих сегментов мировой экономики.
В рамках глобальной исламской финансовой системы наиболее крупным сегментом является коммерческий банкинг (74%), затем следуют инвестиционные банки и сукук (по 10% каждый), затем фонды и вакфы (5%) и такафул (1%).
Сегодня ключевая роль в развитии исламских финансов принадлежит странам Персидского залива, составляющим более 40% от рынка.
В странах СНГ исламские финансы пока представлены очень слабо, но перспективы огромные. Данный регион насчитывает 75 миллионов мусульман, по прогнозу к 2030 году их численность составит 100 млн.человек. Стабильный рост ВВП (в среднем 5% в год для региона) в купе с обеспеченностью природными ресурсами, прежде всего углеводородами, быстрое развитие финансового сектора и благоприятный инвестиционный климат создают все предпосылки для развития исламских финансов. Более того, в законодательствах Кыргызстана и Казахстана уже произошли изменения, позволяющие исламским банкам функционировать в рамках правового поля. И в каждой из стран уже открылись мусульманские кредитные учреждения. Есть все основания считать, что в ближайшем времени и в Российской Федерации появится множество кредитных учреждений, соответствующих требованиям Шариата.
Директор РЦИЭФ (Российского центра исламской экономики и финансов) Ринат Габбасов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.