Фото: Ислам-тудей
Имам Шамиль (1797–1871) – легендарный предводитель кавказских горцев, объединитель Дагестана и Чечни в борьбе за независимость и создатель теократического государства – Имамата. Его 25-летнее сопротивление Российской империи стало символом стойкости и духовной силы.
Мужеством имама Шамиля восхищались даже русские генералы и императоры. После пленения в 1859 году он был отправлен в почетную ссылку в Калугу. Для него и его семьи был выделен двухэтажный каменный дом с прислугой. В этой статье мы бы хотели рассказать о некоторых переплетениях жизни имама Шамиля и его рода с Казанью и татарским миром.
Фото: Ислам-тудей
Известно, что татары воевали на стороне имама Шамиля против Российской империи. В основном это были солдаты российской армии, попавшие в плен к горцам. По одной из версий, часть гребенских татар (татары, ныне проживающие в станице Гребенской Шелковского района Чеченской республики) – это рекруты, которые отказались воевать на стороне русской армии против имама Шамиля и перешедшие на сторону имама, осев в горах в Веденском районе.
Там по сей день находится село Гъазанлы, то есть «Казанлы», что означает «казанские». После капитуляции Шамиля в 1859 году русское правительство разрешило им поселиться на берегах Терека. Так в музее станицы Гребенской хранится особый экспонат – сабля татарского воина, сражавшегося на стороне имама Шамиля.
Также татары в знак почтения иногда посещали имама Шамиля в Калуге. Имам общался с ними без переводчика, так как владел кумыкским языком, который близок к татарскому. Имам несколько раз просил российские власти вместо Калуги отправить его Казань, чтобы быть ближе к единоверцам, однако боясь того, что он может «возмутить татар», ему отказывали в просьбе.
Еще известно, что поварами имама в Калуге были татары, так как имам трепетно относился к еде и считал, что с татарами он может быть спокоен в халяльности приготовленной пищи.
Уже после смерти Шамиля, в 1884 году, сын имама генерал Мухаммад-Шафи Шамиль, женился на Бибимарьямбану Апаковой – дочери казанского купца-миллионера Ибрагима Апакова.
В качестве свадебного подарка Апаков передал молодым особняк в Старо-Татарской слободе, известный как «Дом Шамиля» (ныне — музей Габдуллы Тукая). Это здание стало центром притяжения для кавказской и татарской интеллигенции.
Фото: Ислам-тудей
Внук имама Шамиля, Загид Шамиль (1868–1920), стал ключевой фигурой татарского просвещения. Загид Шамиль унаследовал от отца (Мухаммад-Шафи Шамиль) склонность к общественной деятельности. В начале 1900-х годов, Загид Шамиль из Казани переехал в Санкт-Петербург, а затем в Москву. Он сыграл значительную роль в развитии татарской общины. Хорошо владея татарским языком и зная культуру, он оказывал поддержку многим талантливым современникам, в частности поэту Габдулле Тукаю и прозаику Фатиху Амирхану. Он дружил с известным врачом Исмагилом Усмановым, организовавшим на свои средства бесплатную амбулаторию для неимущих мусульман Казани.
Брак с Хадичей Хусаиновной Байбековой (дочерью касимовского купца) познакомил его с кругом татарских предпринимателей Москвы. В доме тестя на Цветном бульваре собирались видные культурные деятели и участники формирующегося мусульманского политического движения. Загид Шамиль также являлся членом «Общества пособия бедным мусульманам Казани».
1907 году в Москве он основал первый татарский детский журнал «Тәрбияи-әтфаль» («Воспитание детей»), где публиковал переводы Андерсена на татарский язык, научные статьи и материалы о мусульманском мире.
Фото: Ислам-тудей
После Кавказской войны многие сподвижники Шамиля были сосланы в Казанскую губернию. В письме 1882 года соратник имама Махаммадил Багармесед восхищался казанскими мусульманами. Он писал: «Я не встречал людей, подобных этому народу в деле богослужения... Они праведны и благочестивы».
Татары оказывали ссыльным материальную помощь: давали деньги, ткани, еду, а главное – интеллектуальную поддержку.
Через татарские рукописи дагестанцы знакомились с ханафитским мазхабом и новыми научными идеями, например, гелиоцентрической системой мира.
В начале XX века казанские татары финансировали строительство мечетей в Махачкале, а первыми имамами там стали как дагестанцы, так и татарские богословы.
Ученые обоих регионов, такие как Шихабуддин Марджани и Абдуллатиф аль-Хуци, также известный как Абдулатип Гоцинский, активно переписывались, создавая общее интеллектуальное пространство.
История имама Шамиля — это мост между Кавказом и Поволжьем. Его семья, связавшая жизнь с Казанью и татарами через брак и просветительство, символизирует единство мусульман России.