Фото: shutterstock.com. Автор: Valeriya Popova 22.
– Я слышал о том, что в Куръане сказано, что можно выбирать между постом и кормлением бедняков, но потом ученые отменили этот выбор. Правда ли это?
– С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Речь в вопросе идет о 184-м аяте суры «аль-Бакара»:
«А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка. А кто добровольно сделает [больше] хорошего, то это лучше для него. Однако поститься лучше для вас [чем выплачивать фидью], если бы вы знали» (Бакара, 185).
Для кого пост обязателен, а кому разрешены послабления?
Толкование этого аята передается от таких сподвижников, как Ибн Аббас, Ибн Мас’уд, Му’азибн Джабаль, Ибн Умар, Саляма ибн аль-Аква’ и другие, да будет Аллах ими доволен: они говорили, что в начале ислама был дан выбор: поститься или кормить бедняка за каждый день поста. Но затем был ниспослан аят:
فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ
«И кто из вас застанет этот месяц [Рамадан], пусть постится» (Бакара, 185).
И этот аят отменил предыдущий, после чего каждый, для кого пост обязателен, должен поститься, и не соблюдать пост стало можно лишь по уважительной причине (болезнь, путешествие, старость, беременность и т. д.).
Об этом сообщается в достоверных сборниках хадисов имамов Бухари и Муслима:
عَنْ سَلَمَةَ بْنِ الأَكْوَعِ، - رضى الله عنه - أَنَّهُ قَالَ كُنَّا فِي رَمَضَانَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مَنْ شَاءَ صَامَ وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ فَافْتَدَى بِطَعَامِ مِسْكِينٍ حَتَّى أُنْزِلَتْ هَذِهِ الآيَةُ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ
От Салямы ибн аль-Аква’а, да будет Аллах им доволен, передаются слова: «Во времена Посланника Аллаха ﷺ, в Рамадан мы могли выбирать: кто хотел, постился, а кто хотел, не постился и кормил бедных, пока не был ниспослан аят «И кто из вас застанет этот месяц [Рамадан], пусть постится» (Бухари, Муслим).
Фото: Drazen Zigic / shutterstock.com
То есть мы видим, что об обязательности поста и отмене выбора между постом и кормлением бедных, говорят не только мусульманские богословы Средних веков, а сами сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Если допустить сомнение в их трактовках нашей религии, то тогда нельзя быть уверенным ни в чем, даже в истинности текста Куръана, ведь именно сподвижники сохранили и передали Куръан так, как он дошел до нас.
Кроме того, все сунниты едины в том, что хадисы из сборников «Сахих» Бухари и Муслима достоверны. Сомневающийся в том, что достоверно передано от сподвижников и не принимающий оба «Сахиха» — сектант и еретик, пытающийся разрушить ислам, на его слова нельзя обращать внимание, и его мнения о религии не имеют абсолютно никакого веса.
Существует также другое толкование, которое передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, согласно которому аят «А на тех, кто может [поститься] – фидья накормить бедняка» не отменен, но в нем идет речь о тех, кто освобожден Всевышним Аллахом от обязанности поститься, а именно о пожилых людях и хронически больных. Иными словами, те, кто способен поститься, но с большим трудом и риском для здоровья, имеют права не поститься и выплачивать фидью. Это толкование также передал имам Бухари в своем «Сахихе», так что нельзя сомневаться в его достоверности.
Насколько хорошо вы знаете месяц Рамадан? (Тест)
Также передается в некоторых тафсирах, что в аяте подразумевается отрицание:
«وَعَلَى الَّذِينَ [لا] يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ »:
«А на тех, кто [не] может поститься – фидья», что усиливает предыдущее толкование: люди, физические не способные держать пост и не надеющиеся в будущем этот пост восполнить, должны выплачивать фидью.
Выдающийся арабский языковед Абу Хайян аль-Андалюси пишет в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит»: «Некоторые ученые посчитали возможным, что в аяте подразумевается отрицательная частица «لا», так что глагол на самом деле стоит в форме отрицания: не может поститься». Примеры такого пропуска отрицания рода встречаются арабской литературе и в Куръане. Так, в 176-м аяте суры «ан-Ниса» говорится:
يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّوا
«Аллах объясняет вам это, чтобы вы не сбились [с верного пути]».
В этом аяте подразумевается «أَن لاتَضِلُّوا», то есть пропущена отрицательная частица. Как бы то ни было, в 184-м аяте суры «аль-Бакара» ни в коем случае речь не идет о физически здоровых мусульманах в наше время — они однозначно должны соблюдать пост. Об этом ясно говорится в Куръане, Сунне и единогласии (иджма’) всех мусульман. И поэтому никаких иных мнений здесь быть не может.
Всевышний Аллах приказывает обращаться за знаниями к компетентным специалистам, говоря: «Спрашивайте у обладателей знания, если сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). Поэтому не гоняйтесь за «сенсациями», не ищите «новое слово» в Исламе и остерегайтесь еретических воззрений, которых сегодня полно на просторах интернета.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин