Ибн Батута: жизненный пусть известнейшего мусульманского путешественника

Уроженец Марокко Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдуллах аль-Лавати ат-Танджи ибн Баттута (1304–1369) – один из величайших путешественников в истории человечества. В те времена когда лишь немногие отваживались передвигаться даже на небольшие расстояния и жизнь человека была в общем статична, проходя преимущественно в одной местности, он смог посетить не менее 100 стран. расположенных на трех континентах. 

Кроме природной смелости в нем была тяга к неизведанному, которая и служила движущей силой его путешествий.

Паломничество в Мекку открыло ему дорогу к странствиям, которые продолжались, не много не мало, три десятилетия. Двигаясь из Северной Африки, Египта через побережье Суахили на Аравийский полуостров, а затем через Палестину и Сирию он переехал в Анатолию, и проследовал дальше – в Персию и Афганистан. Пересек Гималаи в Индии, а затем попал на Шри-Ланку и Мальдивы и, наконец, достиг, восточного побережья Китая, чтобы затем повернуть обратно и вернуться к себе на родину в Марокко.

В своих передвижениях он превзошел Марко Поло, венецианского торговца, который добрался из Венеции в Китай. Но если того вдаль влекли дела торговли, то ибн Баттута хотел познавать мир.

Он продиктовал свои воспоминания о том где был и что видел спустя 24 года после того как вышел из дома с намерением совершить хадж в Мекку. Двигаясь с караванами, он через алжирские города Тлемсен и Сфакс попал в Александрию, а затем – в Каир, а затем через Дамаск – в святые места.

После завершения ритуалов хаджа он решил проехать по земле, находящейся под властью монголов. В середине ноября 1326 года ибн Баттута выехал в Багдад, а затем – в Персию, останавливаясь в Исфахане, Ширазе, а потом вернулся в Багдада, который все еще лежал в руинах через три десятилетия после разгрома, учиненного монгольским ханом Хулагу.

Оттуда ибн Баттута выехал по Великому Шелковому пути в Тебриз, и вновь в Мекку, где находился с сентября 1327 до осени 1330 года.

Затем он выехал через Джидду в Йемен, где посетил Таиз и имел аудиенцию у местного короля Муджахида. Из Таиза он двинулся в Аден, а оттуда – в Сомали, где посетил Могадишо, в те времена – процветающий город.

В своих записках он описывает его как огромную обитель торговцев, которые экспортировали высококачественные ткани.

После Могадишо ибн Баттута посетил острова Момбасса и Кильва, входившие в империю Омани, которая охватывала Восточную Африку.

Везде, куда он приезжал он делал продолжительные остановки, составляя путевые заметки, в которых отмечал, как устроена жизнь в тех или иных городах, есть ли места для поклонения приверженцев различных верований, как живут правители этой местности и как они относятся к своим подданным.

Он также подробно описывал, как одеваются местные жители и чем они занимаются.

Затем ибн Баттута переехал в Оман и снова в Мекку, чтобы совершить свой третий хадж и оставался там в течение года. Надо отметить, что за годы своих путешествий ибн Баттута выучил несколько языков, поэтому мог зарабатывать на жизнь переводами.

Узнав, что при дворе султана Дели Мухаммада бин Туглука есть работа, он с караваном двинулся в Анатолию, намереваясь через нее попасть в Индию.

Интересно отметить, что по пути он посетил Константинополь и видел церковь Святой Софии, которая более чем через сто лет станет мечетью. Затем он заехал в Астрахань, где имел встречу с султаном Мухаммадом Узбеком, а затем посетил Бухару и Самарканд. После этого он направился на юг – в Афганистан, а потом через Гиндукуш в Индию.

При дворе султана Дели ибн Баттута провел шесть лет и много путешествовал по Индии.

Затем султан обратился к нему с просьбой выполнить дипломатическую миссию при дворе китайских императоров из династии Юань.

По правде сказать, ибн Баттута устал от службы при дворе султана, характер которого был крайне переменчив и можно было легко как заслужить его милость, так и испытать на себе всю силу монаршего гнева.

В 1345 году он уже был на Суматре, а оттуда через Малакку, Вьетнам и Филиппины попал в китайский город Гуаньчжоу. Пораженный работой местных ремесленников ибн Баттута сделал ценные заметки о нюансах их ремесла, и в том числе описал изготовление бумажных денег – такой экзотики средневековая цивилизация что на Западе, что на мусульманском Востоке до сих пор не знала.

Свою миссию посла ибн Баттута закончил в течение года и в 1346 году он выехал из Китая и двинулся на Ближний Восток, минуя Индию из-за опасения, что султан может задержать его. В очередной раз он оказался в Мекке в 1348 году. В это время на территориях, населенных арабами бушевала чума, завезенная туда из Европы. Решив не двигаться по суше, чтобы избежать возможного заражения он, в 1349 году, через Сардинию и Фес попал в родной Танжер и узнал, что ни отец, ни мать не дождались его возвращения. 

После этого мало что удерживало его на родине. Он уехал в Испанию, но затем вернулся в Марокко, и затем двинулся вглубь Африки, посетив Мали и Тимбукту, а после – по течению реки Нигер (думая, что это Нил) он достиг столицы империи Мали, где провел год на службе у местного короля.

После этого султан Марокко приказал ему вернуться домой, где он оказался в 1354 году.

Он велел ибн Баттуте рассказать обо всем, что он видел ученому по имени Ахмад ибн аль-Джузайя аль-Кальби, который составил подробное описание его путешествий.

Умер великий путешественник в 1369 году.

В мировой истории он останется человеком, которого двигала вперед жажда познаний и зачинателем нового жанра литературы – путевых заметок.

Ильдар Мухамеджанов

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook.

Социальные комментарии Cackle