Фото: kijevskymarek/ elements.envato.com
В современном мире часто приходится слышать о различных конфликтах на религиозной почве. Но в большей степени конфессиональная принадлежность является лишь оправданием агрессивным действиям. Настоящие причины тех или иных конфликтов заключаются в неравном доступе к социальным, материальным и информационный ресурсам.
Дружба между народами, принадлежащими к различным религиозным учениям – это гарантия стабильности и порядка в современном обществе. Стремление к дружбе народов в современной России – это не элемент идеологии коммунистов, подобную идею издавна провозглашали великие мыслители и поэты: Конфуций, Пушкин, Гёте, Руставели, Низами, Омар Хайям и многие другие.
Религия, как и культура, определяет направление и глубину развития общества. Проявляясь в новых качествах современности, ислам, как и все авраамические религии, вносят в жизнь общества порядок и стабильность. При этом вероучение остается неизменным.
Уверенность в праведности жизни придает верующим спокойствие и чувство мира, чувство полноты, насыщенности. Пресыщенность возможна лишь в цифровом пространстве за счет изобилия не совсем понятной противоречивой информации. Мудрость заключается в том, чтобы сохранить традицию и вписать ее без конфликтов и насилия в современное общественное устройство.
Новое значение слов в Коране не противоречит самим священным текстам, но подтверждает их истинность. Коран, а также и Библию, Тору, можно считать спасительным и вразумляющим наследием для потомков. По мере развития общества проясняется истинный смысл слов писаний для настоящего времени. Чтобы верно понимать сказанное в Коране, необходимо быть верующим и читать его священные тексты с осознанием. Но невозможно отрицать идеологическое влияние чужеродных интересов. Традиционный язык народов, исповедующих ислам, содержит объяснение всех происходящих в их жизни явлений. Но очень часто традиционные смыслы подменяются иностранными словами-амебами и лексическими паразитами. Еще более пугающим выглядит замещение ложных слов цифрами.
Фото: Panxunbin/ elements.envato.com
Новая цифровая реальность оказывает сильное влияние на человека. Она охватывает все сферы жизни, любые действия человека становятся достоянием виртуальности. Нахождение в цифровой сфере дает человеку ощущение уже открытой истины, добытой другими людьми. Но на самом деле иллюзорное восприятие оказывается лишь суррогатом. Общества с мусульманской культурой, как и любые другие традиционные общества, выступают против подобной подделки. При этом сомнительно говорить о сопротивлении мусульман научному прогрессу и социальному развитию, что доказывают общепризнанные исторические факты.
Мудрость исламской культуры обретает большое значение в противостоянии организации единого центра управления с единой программой развития человечества, где каждому народу отведена своя подчинительная роль. В современности нет реальных культурных условий и необходимости для становления подобной концепции.
При поиске смыслов культуры исламского мира, без опоры на ее традиционные ценности, становится невозможным что-либо найти. Поэтому важно придерживаться исламского вероучения, истина и мудрость которого помогут решить многие проблемы и конфликты. Исламская мудрость проявляется в формировании высокоразвитой культуры.
Культура определяет развитие науки, общества, цивилизации и способов коммуникации с внешним миром. В основе процветания культуры лежит подлинное знание основ ислама. Правильное понимание основ способствует уверенности в действиях, что отражают достижения человека и общества в культуре, архитектуре, искусстве и многих других сферах.
Вырванный из контекста культуры предмет непривлекателен. Именно целостность культуры определяет ее силу и значение. Чем больше человек не искренен, тем больше он не уверен в последствиях своих действий, да и в развитии мира в целом. Человеческие страсти не дают возможность понимать происходящие события, а непонимание ведет к заблуждениям и слабости.
Сравнять себя с Богом: опасен ли искусственный интеллект для ислама?
Фото: DragonImages/ elements.envato.com
Коммуникация в цифровом пространстве поглощает человека и его внутренний мир. Собеседнику необходимо в первую очередь угодить тому, с кем он взаимодействует по поводу той или иной социальной задачи или потребности.
Поведение становится нормой – жить «как остальные» хочет любой человек. Но оценить мир своим умом и глазами не позволяют уже кем-то произведенные стереотипы, в основе которых всегда лежат худшие качества человека. Они приобретают свойство всеобщности и становятся незаметными, что самое ужасное – естественными. Древнегреческий философ Диоген продолжает искать днем с факелом настоящего человека среди озадаченных людей.
Между тем, традиции исламской духовной жизни испытывают влияние новых ценностей цивилизации. В обществе, несмотря на его хаотическое движение, существует определенный порядок. Его возможно выявить, а значит и управлять, постоянно подкладывая (через слухи и сплетни, а сегодня – в медиа) те или иные факты, и давая им определенную интерпретацию для формирования выгодных, для заинтересованных в этом сил, стереотипов.
В то время как узаконивание тех или иных действий должно быть одобрено высшей истиной для приобретения оправданного смысла. Роль традиций исламской культуры определяет устойчивость мировоззрения, которое служит источником развития общих для человечества ценностей.
Изучение неявных проявлений мудрости в исламской культуре, обладающей внушительным потенциалом для выявления недостатков современной цивилизации, становится важным направлением научной мысли. Порочность современного мира, греховность, пресыщенность благами цивилизации и как следствие – опустошенность, подталкивают человека к побегу в цифровое пространство, образуя замкнутый круг душевных страданий.
Отчуждение человека от общества угрожает социальной стабильности и целостности, порядку в мире. Исламская культура существует в целостности на протяжении многих веков и продолжает сохранять собственные неприкосновенные ценности – вера в единого Бога и знание основ религии.
Динар Зигангиров