Многие современные мусульмане убеждены, что величие исламской уммы можно возродить только с возвращением к первоначальным идеалам. И это «возвращение» происходит зачастую в искаженных и уродливых формах.
Люди начинают фиксироваться на тонкостях и практиках, не усвоив и не поняв ценностей, основных идей, которые за ними стоят. Например, для многих признаком религиозности являются внешние атрибуты – как ты одеваешься, как ты совершаешь намаз, с какой ноги ты входишь в дом и тд.
Многие считают, что возрождение Сунны – это жениться на четырех женщинах, не исполняя полноценно своих обязательств даже перед одной. Кто-то убежден, что он, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто обязан наставлять других на праведный путь, но презрительно относится к занятию домашними делами, в которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие.
И среди многочисленных «идейных» пробелов можно назвать главные три, в которых современные мусульмане существенно отличаются от тех, на кого они хотели бы равняться…
Образование, знания
В Коране сказано: «…И говори: «Господи! Прибавь мне знания» (сура «Та Ха», аят 114) Многие под знанием понимают только религиозное знание или узкоспециализированное знание, в одной или нескольких областях. Но…
Мы нередко слышим об открытиях мусульманских ученых, об их трудах, которые могут быть полезны и современным ученым. Как сказал один автор: «Алимы тысячу лет назад были лучшими в мире специалистами во всех существовавших на тот момент науках. Можно прочесть текст диспута имама Аль-Газали и ибн Рушда. Наука по имени физика - возведенная социумом сегодня в статус божества – достигла лишь четверть глубины трудов имам Аль-Газали. Это величие интеллектуального масштаба имама Аль-Газали».
Для нас образование и знание - это владение какой-то конкретной информацией, но в широком смысле образование имеет большее значение. Это открытость к информации, это способность к критическому мышлению, это воспитание в себе смирения и терпимости, это расширение мировоззрения. Также в одном из хадисов есть такой призыв:
«Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение, обсуждение их – это славословие, расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня, передача их достойному – это деяние, которое приближает к Бог. Знания очерчивают границу между дозволенным и запретным, они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.
Всевышний возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллаh возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак.
Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абдул Барри)
Отношение к женщинам
Хотя многие говорят о высоком положении женщин в Исламе, не все практикуют это в реальности. Для нас до сих пор не редкость безответственные мужья, домашнее насилие против женщин, «многоженство» с ущемлением прав жен, а порой и изгнанием предыдущей. Мы встречаем открытые заявления о глупости, порочности, «смуты», приписываемых женщинам. Не все соблюдают Сунну махра – свадебного подарка женщине, который она выбирает сама, не все заключают брачные договора, регулирующие важные для супругов вопросы.
Как сказал один из историков о положении женщины в Исламе «Ислам не знает греховности женщин и борьбы полов: ни в браке, ни в общественной жизни. Наоборот: сура 30 указывает верующим на «любовь и нежность» и на «мир», который мужчины находят у женщин.
Перед своей смертью Мухаммад возлагает на мужчин ответственность за женщин: «О люди, воистину, у жен есть права на вас! Обеспечьте им самое лучшее обращение. Я приказываю вам обращаться с ними заботливо!»
Матерям достается больше доброты и заботы, чем отцам, «под их ногами рай». Особенную ответственность он направляет на нежность и заботу к маленьким дочерям, которых бедуины когда-то часто убивали при рождении, так как из-за их кочевого образа жизни им было затруднительно иметь слишком много женщин в племени. Теперь же с ними нужно «обращаться так же, как и с сыновьями и давать им те же возможности для воспитания и обучения» - так как он также обоим полам, мужчинам и женщинам, поручает стремиться к знаниям».
Если раньше женщины были защищены покровительством Пророка и его последователей, он разъяснил об их правах, о необходимости уважения и заботы о них. Сохранена ли эта традиция современными мусульманами – для многих риторический вопрос. Что уж говорить, если даже практикуемые некоторыми народами убийства чести сторонники последнего приписывают чуть ли не к религиозному обязательству.
Терпимость к другим
Во времена Пророка представители других религий чувствовали себя спокойно и свободно на территории исламского государства. Нарушение прав иноверцев каралось так же строго, что и притеснение мусульман. Несмотря на его пророческую миссию и избранничество, он не навязывал другим свои взгляды. Он либо вел спор красиво, либо отстранялся, не враждуя и не преследуя. Людей не преследовали за их взгляды и убеждения.
Сегодня среди нас появляются люди, которые считают своим догом навязать, просветить и преследовать даже тех, кто приписывает себя не только к другой религии, но даже к другому течению Ислама. Экстремизм имеет место быть. Толерантность принимается за слабость в вере. Между тем в Коране Всевышний ясно говорит: «Нет принуждения в религии», после того как ясный пусть отличился от заблуждения, и «Не разделяйтесь». Отличие в убеждениях и позициях стало камнем преткновения, который заставляет нас забыть о главном посыле Ислама – о мире, гармонии, терпеливости и спокойствии.
Почему так произошло?.. Возможно, причина – в непоследовательности. Основой любой религии является стремление воспитания нравственности, духовности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что его миссией является как раз воспитание высоких нравов, и лишь потом его последователи учились религиозной практике, тонкостям религии. И забыв о сути, мы ухватились за внешнюю сторону Ислама. А истинная религиозность не терпит спешки, поверхностности, усвоения терминов без понимания, слов – без смысла.
Истинная религиозность – это прежде всего духовно-нравственное воспитание, личностный рост, расширение сердца и мировоззрения. Без этого мы становимся подражателями, а не правдивыми верующими. Последние могут принести своей религии не меньше зла, чем ее открытые недоброжелатели…
Ася Гагиева