Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 110).
Слово «лучшие» наталкивает на мысли о превосходстве во многих аспектах. В том числе и в поведении, характере. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил множество нравственных «завещаний» относительно проявления любви, милосердия, щедрости, мягкости и доброты по отношению к другим. Делал ли различия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в своем отношении к людям?
Да. Он был милосерден ко многим, даже к врагам. Но наиболее близки к нему были те, кто обладал хорошим нравом, был благочестивым и чистосердечным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отмечал эти качества – расположенность, открытость, приветливость к окружающим как угодные Всевышнему черты. Одна из историй, произошедших во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является тому подтверждением...
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Мы (некоторые количество сподвижников) сидели однажды вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Сейчас зайдет человек, который станет обитателем Рая». И зашел человек, с лица которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь (Анас, стараясь увидеть в нем что-то особенное, пересказывает детали увиденного им). Он совершил молитву и ушел. На второй и третий день все повторилось.
На третий день Пророк через некоторое время после сказанного им об этом человеке поднялся и удалился. А Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас последовал за этим человеком. Догнав его, он сказал: «Я не поладил с отцом и сказал ему, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?». Человек ответил: «Конечно».
В последующем Абдулла рассказал нам, что провел у этого человека три ночи и ни разу не увидел, чтобы он встал на ночную молитву. Единственное – это то, что просыпаясь среди ночи и переворачиваясь в постели, он упоминал Всевышнего и возвеличивал Его. С появлением зари он просыпался на утреннюю молитву. Абдулла также заметил, что этот человек ни разу (за эти дни) ничего плохого не сказал (говорил только благое).
Когда прошло трое суток, юноша, разочаровавшись, решил покинуть радушного хозяина и прощаясь сказал ему: «Меж мною и моим отцом не было размолвки, но дело в том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, причислил тебя к обитателям Рая. Поэтому я решил понаблюдать за тобой и последовать твоему примеру. Но ничего особенного я не увидел. Что же могло послужить столь высокой награде?» Мужчина тогда ответил: «Все так, как ты видел».
Когда Абдулла собрался уже уходить, этот верующий окликнул его: «Все так, как ты видел, но прибавить к этому можно еще и то, что я никогда не держу на душе злобы (против кого бы то ни было) и не завидую людям из-за тех благ, которые им даровал Аллах». Абдулла воскликнул: «Именно это подняло тебя на такой уровень! Ведь это то, что неописуемо сложно».
Этот человек был назван обитателем Рая за его чистое от ненависти и злобы сердце. Другой хадис также указывает на высокое место подобного состояния сердца согласно Исламу. В этом хадисе говорится:
«Обитатели Рая – это люди мягкие, легкие и близкие по отношению к другим».
Но как же насчет «ненависти и любви ради Аллаха»?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить хадис, в которых упоминаются эти чувства как акт поклонения. Передается от Муаза ибн Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды он спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о совершенстве веры. На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Самая совершенная вера (проявляется в том, чтобы) любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха и занимать свой язык поминанием Аллаха»
Муаз поинтересовался: «Как это, о Посланник Аллаха?»
На что Пророк (с.г.в.) сказал ему:
«Люби для людей то, что любишь для себя, и ненавидь для людей то, что ты ненавидишь для себя, и говори благое или молчи» (Ахмад).
Призывал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ненавидеть людей? Враждовал ли он со своими преследователями? Мстил ли он им? Наказывал ли их за причиненную ему и его последователям боль и страдания? Нет. Он прощал своих врагов, просил прощения для оступившихся. Он порицал грехи, но не проявлял грубости, не причинял обид и не питал ненависти к людям, отделяя личность человека от его проступков. Таковы были и его последователи. Ибн Раджаб аль-Ханбали писал:
«Некоторые из праведных предшественников были людьми, которые любили Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли прекратить свои действия».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял скорбь и как говорится в одном из хадисов, однажды даже заплакал, увидев похороны немусульманина (иудея). А когда его спросили о причине, ответил, что это потому что «еще одна душа ускользнула (от него) в ад».
Если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и призывал к ненависти, то это был призыв к ненависти в отношении определенных поступков – неверия, нечестия, несправедливости и т.д. И ненависть здесь упоминается только как барьер, который верующий должен выстраивать между собой и несправедливостью, а не как жизненная позиция верующего.
Нет ни одного хадиса или аята, в котором мусульманина призывали бы к ненависти. Напротив, Всевышний во многих аятах подчеркивает Свою благосклонность к людям, которые творят добро, совершают хорошие поступки:
«Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 134).
«И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (сура «аль-Бакара», «Корова», аят 195).
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» (сура «Юнус», аят 26).
Ненависть – это проявление душевной слабости, сердечной скупости, это недостаток сил и света, доброты и духовности. Истинный мусульманин не может не то что возводить ненависть в ранг достоинств, но не может даже принять ее как норму поведения, чувств или мышления. Ведь Всевышний Творец призывает нас даже зло останавливать проявлением доброты. Так есть ли место ненависти в Исламе? Нет. А точнее… Там, где есть ненависть, нет Ислама.
Ася Гагиева