Угроза мамлюкскому наследию в Каире

 

В прошлом месяце каирские археологи и неравнодушные жители каирского района Мамлюк Карафа, известного также как Город Мертвых, выступили в социальных сетях с призывом к правительству страны прекратить снос гробниц, чтобы освободить место для строительства автомобильного моста. Согласно проекту, новая дорога пройдет через кладбище Аль-Гафир, район Маншея Насир и Дувайка в Каире. Проект предусматривает снос могил, точнее – погребальных комплексов, мавзолеев и гробниц мамлюкских султанов, которые представляют собой ценные исторические памятники, в том числе и памятники тюрко-татарского и османского наследия.

Этот проект является частью более широкого плана, принятого Центральным строительным агентством Министерства жилищного строительства на 2020-21 годы, и включает в себя еще 17 дорожных проектов. Снос части мамлюкского погребального района Карафа был впервые предложен в 2009 году в рамках проекта «Каир-2050», выдвинутого в 2007-08 годах, но неоднократно отвергалось университетом Аль-Азхар и экспертами, которые считают, что удаление могил представляет собой профанацию мертвых и архитектурного наследия Египта.

Гробницы мамлюков в основном представлены погребальными комплексами с ярко выраженной исторической и архитектурной ценностью. Этот район исторического Каира не просто так был занесен в 1979 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Гробницы мамлюков также считаются охраняемой культурной зоной в соответствии с египетским законом № 119 от 2008 года и в соответствии с Национальным органом гражданской координации. Этот район также подпадает под действие закона № 144 от 2006 года, поскольку он содержит могилы ряда исторических личностей, а также имеет отличительный архитектурный характер, который является частью наследия Египта и представляет собой различные исторические эпохи.

Что мы можем потерять, если городские власти не отступят от своих планов? Для примера я приведу несколько фотографий, которые помогут получить представление о том, что это такое гробницы тюркских султанов Египта и служивших им чиновников и что такое вообще – Город Мертвых.

Для примера приведу фотографию погребального комплекса амира Куркумаса (что в переводе с татарского означает Бесстрашный).

Это один из самых больших погребальных комплексов в Каире. Он включает в себя мечеть в виде крестообразного медресе с минаретом и пристроенным к нему Сабиль-куттабом, купольный мавзолей эмира и огромный дворцовый зал для использования основателем и его потомками, который построен над аркадой, выходящей во внутренний двор, используемый для захоронений слуг амира.

Фасад с тройными наборами окон на двух этажах, который тянется к северу от крыльца входа в мечеть, принадлежит Ханаке, т.е. суфийской обители. В сохранившемся учредительном акте говорится, что в комплексе постоянно работали более 50 человек, им были предоставлены служебные помещения, включая сложные санитарные сооружения. Сохранилось также здание мельницы.

Амир Куркумас был первоначально мамлюком, т.е. рабом султана Кайтбея (ум. 1496) и служил ему в должности «Великого Амира» (Амир Кабир) в качестве командующего армиями султана Кансух аль-Гури (ум. 1516). Он не дожил до смерти султана на поле боя и поражения мамлюкской армии, которое они потерпели от турков-османов, завоевавших Египет в 1517 году. Амир Куркумас умер в 1510 году в возрасте шестидесяти лет, и, по словам хрониста Ибн Ияса, скорбь и плач были всеобщими, потому что Куркумас был одновременно доброжелателен и скромен. Сам султан нес носилки своего слуги на похоронах. Архитектура его комплекса имеет больше общего с архитектурой гробницы султана Кайтбея, построенного более чем на тридцать лет раньше.

А вот вид на гробницу султана Аль-Ашрафа Барысбая. Султан Аль-Ашраф Барысбай, первоначально был мамлюком султана Баркука (ум. 1399).

Погребальный комплекс Барысбая включает в себя мечеть с минаретом, ханаку и гробницу султана. Необычно вытянутый молитвенный зал мечети и примыкающая к нему усыпальница имеют очень богатое внутреннее убранство, с мраморными мозаичными полами и мраморными панелями на стенах, расписными деревянными потолками и сложной инкрустацией по дереву, включая изысканно украшенный минбар (кафедру). Купол гробницы, над завитой зоной перехода, богато украшен паутинообразными переплетающимися звездными узорами. Нынешний кирпичный минарет - это поздняя замена Османского периода. Мечеть открыта для молитв и в наши дни.

Фасад Ханаки сохранился и законсервирован Комитетом охраны памятников арабского искусства. Монументальная полоса надписи на фасаде содержит части дарственного акта (вакфия). Остальная часть здания находится в руинах. В задней части комплекса, в огромном обнесенном стеной внутреннем дворе, находятся могилы членов семьи, включая открытую куполообразную структуру с куполом, украшенным звездообразными узорами.

Каирская мэрия утверждает, что в ходе строительных работ ни одна гробница не была разрушена и не будет разрушена. В нем подчеркивалось, что внешняя структура некоторых гробниц была только удалена, но ни один исторический памятник не был разрушен. Однако сведущие эксперты утверждают, что заявления властных органов являются доказательством того, что все исторические здания и объекты культурного наследия подлежат сносу, несмотря на то, что им более 100 лет, просто потому, что они не зарегистрированы в археологических архивах. И это  вместо того, чтобы сохранять их и регистрировать. Положение настолько серьезно, что исторический Каир рискует быть исключенным из Списка всемирного наследия, если его разрушение не будет остановлено.

Археолог Моаз Лафи говорит: «…гробницы мамлюков являются наследием для своих уникальных архитектурных моделей, которые отражают развитие египтян в течение исламских веков, а также то, что они вдохновили архитектурную форму некоторых гробниц во Франции»1 . Лафи также отметил: «изменения, которые произойдут в гробницах мамлюков, изменят их архитектурную однородность, что может привести к вычеркиванию их из Списка всемирного наследия, как это произошло с пирамидой Джосера, которая потеряла свое место из-за ошибки в реставрации [в 2014 году]».

Остается надеяться, что в ходе работ не пострадает пока еще не обнаруженная могила выдающегося татарского религиозного мыслителя Мусы Джаруллаха Бигиева, который также похоронен в Городе мертвых. Благодаря инициативе Президента РТ Р.Н. Минниханова в последние дни 2018 года удалось организовать выезд в Каир с целью поиска места захоронения Мусы Бигиева с участием автора этих строк, моей коллеги из Института истории им. Ш.Марджани Д. Мардановой. В Каире к нам присоединились проживающие там друзья. К сожалению, на данный момент поиски не увенчались успехом. Обнадеживает то, что в результате той экспедиции были налажены контакты с нужными знатными персонами в Каире, обещавшими оказать решающую помощь в этом деле. 

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle