Тюркская история Египта: Османская архитектура
Османский период в истории Египта в корне отличается от мамлюкской эпохи. Если для мамлюков Египет был фактически родиной, то для османцев – всего лишь отдаленной провинцией Блистательной Порты. Острие внешней политики Стамбула было направлено на Европу и Средиземное море. Возможно этим объясняется некоторый застой в развитии городской инфраструктуры Каира.
Однако при османцах активно строились административные и жилые здания, мечети, оборонительные сооружения такие, как, например, величественная сторожевая башня Бурдж аль-Мукаттам (Башня Мукаттам), изменившая облик восточных ворот Цитадели Салахаддина.
В Каире до сих пор сохранились дома зажиточных османцев, обосновавшихся на берегах Нила. Для этих домов характерны толстые стены, сохраняющие прохладу внутренних помещений, хитросплетение коридоров и переходов, многочисленные комнаты для гостей “салямлык” и прихожие “каа”.
Отныне мечети Каира приобрели иной легко узнаваемый вид, характерный для османской культовой архитектуры.
Изменился и облик объектов, составляющих элементы храмовых ансамблей. В частности, по-новому стали оформляться фонтаны для омовений. Мамлюкские купольные источники остались в прошлом. Отныне фонтаны приобрели совсем иной вид, который создавал эффект пребывания в Стамбуле.
Вершиной и самым грандиозным сооружением османского периода, несомненно, является мечеть Мухаммада Али, построенная в 1830-1848 годах. Облик мечети явно претендует на сходство со знаменитой Голубой мечетью и мечетью Айа София в Стамбуле.
Внешнее сходство мечети Мухаммада Али и главными мечетями Стамбула ограничивается высокими стройными минаретами и многокупольной кровлей, тогда как внутренне сходство со стамбульскими прототипами выверено вплоть до отдельных деталей.
Мухаммад Али (1769-1849) – выходец из Албании, начинал свою карьеру в качестве мамлюка. В 1805 году он был назначен османским наместником Египта. Мечеть в Цитадели была построена по его личному распоряжению. В 1831 году Мухаммад Али восстал против османской империи и стал править Египтом самостоятельно, развязав при этом турецко-египетскую войну. Но это уже совсем другая история.
Айдар Хайрутдинов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Религиозность и сексуальность: молодежный срез
В ходе исследования эксперты провели два года в молодежной среде, изучая их отношение к религии и сексуальности, ценности и опыт в том, что касается секса и религии. В рамках исследования было опрошено около 700 молодых людей
-
Джастин Бибер дважды прервал свой концерт во время азана
Ряды поклонников поп-звезды Джастина Бибера пополнились благодаря его поступку во время концерта в Турции. Во время концерта молодой певец прервал свое выступления во время азана
-
Ду’а, которую читал Пророк Мухаммад (ﷺ), когда на его плечи сваливались трудности
Анас ибн Малик (радыйАллаху анху) передал, как однажды находясь у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), он увидел незнакомца, который совершал ду’а. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил у Анаса: «Ведомо ли тебе что говорит этот человек и в связи с чем он совершает молитву?» И сам же ответил на заданный вопрос: «Он молится Всевышнему и просит у Творца, называя Его таким именем, что его ду’а, в тот же миг будет воспринято”
-
Как завязать платок по-мусульмански
Хиджаб –это не просто часть мусульманской религии, это закрытая одежда, которая скрывает все части тела девушки в исламе, кроме лица и кистей рук. Каждая девушка должна соблюдать хиджаб, если перед ней чужой мужчина. Сейчас большинство мусульман называют хиджабом только часть одежды - платок.
Повязывая платок на голову, девушка должна оставаться красивой и современной. Сегодня придумано около ста видов завязывания хиджаба. Пять из них – самые распространенные. Прежде чем начать, следует подготовить шапочку под платок (боне) и английские булавки. Волосы нужно туго собрать сзади. Если нет боне, можно заменить ее другим, небольшим платком.
-
Мечеть, в которой был прочитан первый в истории джума-намаз
Мечеть аль-Куба является первой мечетью, построенной после прихода ислама. Эта мечеть была построена посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) во время его переселения, недалеко от Медины. Строительство этой мечети стало символом неизбежности развития ислама. В момент переселения Куба представляла собой маленькую деревушку, находившуюся на расстоянии шести миль от Медины. Сегодня это место является частью территории современной Медины.
-
Кого Всевышний наставляет на истинный путь?
Каждый человек находится в скрытом или явном поиске – поиске счастья, правды, благополучия. В качестве критериев «правильного» можно выбрать все что угодно, начиная от самочувствия, мнения близких и заканчивая определенными теориями и учениями. Однако все пути ведут к безнадежности, убыткам и боли в обоих мирах, кроме того пути, который приводит к Всевышнему Аллаху, к Его довольству и милости. Как сказано в Коране: «В убытке каждый человек, кроме тех, кто уверовали, совершали праведные деяния и призывали друг другу к терпению и истине» (сура «аль Аср», «Предвечернее время»)
-
Простит ли Аллах того, кто постоянно совершает один и тот же грех?
Человек, это - творение, которому свойственно ошибаться. Никто из нас не может сказать: «Я идеален или я никогда не совершаю грехов». Мы живем, стараясь сохранить равновесие между разумом и чувствами. Но у каждого из нас есть нафс и, порой, поддаваясь различным эмоциям и желаниям, мы совершаем грехи.
-
10 самых распространенных мифов об Исламе
Несмотря на свое обширное распространение, Ислам до сих пор считается религией, в отношении которой существует множество стереотипов и вымыслов. В основном это касается вероучения и религиозной практики Ислама.