Наблюдая окружающую действительность хочется еще раз о пройтись по человеческой глупости, которая, как говорил Шекспир, напоминает заразную болезнь. Возможно пророк Мухаммад (ﷺ) имел в виду именно это ее качество, поскольку рекомендовал отойти от глупца. Оно и понятно, ведь даже в дружбе глупый друг опаснее умного врага.
Глупцы, вообще – явление опасное. Они способны привести окружающих к гибели. Вспомним, как Моисей (мир ему) вымаливал прощение у Господа за то, что во время его отсутствия натворили глупцы: «Неужели Ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас?» (7:155).
Если не удается погубить окружающих, то глупец пойдет до концйа и погубит хотя бы кого-нибудь из своих близких: «В убытке - те, которые убили своих детей по глупости, без знания, и запретили то, что даровал им Аллах, измышляя на Аллаха. Сбились они с пути и не оказались идущими прямо!» (6:140).
При этом глупцы стараются преподнести себя окружающим нормальными людьми, которые даже намного превосходят других: «А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?" Разве нет? Поистине, они - глупцы, но они не знают!» (2:13). Действительно, создаются тысячи социальных доктрин и т.н. духовных учений, политических концепций и всякого рода спасительных программ. Однако пока человек глуп, он не создать ничего, кроме глупости.
Как же излечиться от глупости? Ну, во-первых, нужно осознать, что ты – глупец. Это, конечно, трудно и без помощи Создателя здесь не обойтись. Об этом свидетельствуют слова Моисея: «К Аллаху я прибегаю, чтобы не оказаться глупцом!» (2:67).
Следовательно, вера в Бога, в Создателя является первым состоянием, которое может избавить человека от глупости.
Если бы концепции спасения людей, общества, государства и всего прочего строились на основе веры в Бога, знания и исполнения Его законов, если все свои действия человек соизмерял с божественным каноном, то наша жизнь была бы совсем иной. А пока миром правят глупцы. И от них нужно держаться подальше, чтобы соблюсти рекомендацию Пророка (ﷺ). А для того, чтобы держаться от глупца подальше, его нужно уметь распознать. Вот несколько признаков, выдающих глупца:
1. Его любимая тема для разговоров – это он сам.
Человеческая жизнь – это общение и обмен знаниями, информацией или эмоциями. Глупец плевать хотел на эти базовые принципы человеческой коммуникации, поэтому он говорит только о себе или о том, что занимает его ум. Глупец не умеет слушать другого. Он эгоист.
2. Громкость.
Этот признак выделен даже в Коране: «И соразмеряй свою походку и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов - конечно, голос ослов» (31:19). Священный айат не говорит о глупце открыто, но для разумного человека, имеющего некоторый жизненный опыт смысл данного айата очевиден: он сообщает нам об одном из главных признаков, характеризующих глупца, а именно – громкости его голоса и манере поведения. При этом человек может быть кем угодно в своем социальном статусе. Громкий голос и неумение слушать других, или, скорее, нежелание слышать других выдадут в нем глупца.
3. Еще один признак глупца.
Глупец не делает того, что делает тактичный человек. Например, последний, даже при звонке по телефону, спросит собеседника, может ли тот посвятить ему несколько минут внимания. Иными словами, разумный и воспитанный человек всегда помнит о нуждах окружающих и их праве на собственное пространство. Глупец подавляет собеседника. Он не спрашивает его о том, есть ли у него время на то, чтобы выслушать, интересна ли ему данная тема и т.д.
Продолжение следует..
Айдар Хайрутдинов