Может ли мужчина жениться на жене своего умершего родного брата?

Ответ: 

Подобный обычай существует во многих мусульманских странах. Бракосочетание мужчины с женой своего умершего брата считается разрешенным. Если и мужчина, и женщина согласны на заключение этого брака, то в этом нет ничего предосудительного с точки зрения религии.

Если же подобный брак заключается по принуждению или под угрозой смерти или побоев, то в этом случае этот никях будет недействительным. Следующий хадис очень хорошо освещает данный вопрос:

«Однажды одна из жительниц Медины, Ханса бинт Хидам (радыйаллаху анха) пришла к Айше (радыйаллаху анха) и сказала: «О, Айша! Отец хочет выдать меня замуж, за одного из родственников, не считая нужным спрашивать моего мнения. Мне это очень не нравится. Разве я как женщина не имею права сама выбрать себе спутника жизни? Разве Ислам не дает мне этого права. Обязана ли я подчиниться выбору моего отца?». Айша (радыйаллаху анха) ответила: «Сейчас посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) нет дома, но он скоро придет, и мы зададим этот вопрос ему».

Спустя какое-то время посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вернулся домой. Айша (радыйаллаху анха) передала ему вопрос Хансы. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) внимательно выслушал их, а затем сказал: «Позовите ко мне ее отца Хидама».

Хидама (радыйаллаху анху) нашли и привели к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Обращаясь к Хидаму, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, Хидам! Правда ли, что ты не считаешь нужным спрашивать мнение своей дочери, и принуждаешь ее выйти замуж за того, кто ей не нравится?».

Хидам (радыйаллаху анху) ответил: «О, посланник Аллаха! Человек, который мне понравился, является членом очень хорошей семьи. И я считаю, что именно он достоин моей дочери».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «О, Хидам! Кто будет жить с этим понравившемся тебе молодым человеком, ты или твоя дочь?». Хидам сказал: «Моя дочь, о, посланник Аллаха».

- А раз так, то последнее слово принадлежит тому, кто затем будет всю свою жизнь жить с этим человеком. Если у твоей дочери не будет права самой выбирать себе мужа, то, как она будет счастлива в браке? Немедленно разорви этот договор, который ты заключил без согласия своей дочери.

И тут вдруг раздался голос Хансы (радыйаллаху анха): «О, посланник Аллаха! Я теперь согласна выйти замуж за того, кого выбрал мой отец. Пусть он не разрывает договоренности. Просто этот случай стал причиной того, что по городу пошли слухи о том, что у девушки нет права самостоятельного выбора мужа. Но теперь все знают, что это не так, и что девушка сама может выбрать себе мужа, и никто не может принуждать ее выходить замуж за того, кто ей не нравится» (ан-Насаи, Никях, 36).

Из этого хадиса следует, что женщина не может быть выдана замуж по принуждению, без своего согласия. Так же данный хадис указывает на то, что согласие женщины является необходимым условием для действительности акта никяха. А поскольку принуждение аннулирует согласие, то акт бракосочетания становится недействительным.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle