Данный материал подготовлен «вдогонку» предыдущему, в котором была поднята тема джихада. В частности, предлагалось целенаправленное распространение в медиа-пространстве простых и понятных разъяснений о сути, содержании и формах джихада с целью удержать от падения в пропасть тех, в кого уже проникла или только начинает проникать губительная отрава т.н. «джихадизма».
Пока суд да дело… В общем, пока мы ждем от знатоков исламского богословия соответствующие разъяснения, предложим то, что уже имеется. В частности, вниманию читателей предлагается пусть хоть и краткий, но подробная и внятная фетва о джихаде, подготовленная выдающимся богословом Мусой Бигиевым в начале 20-х годов прошлого века и изданная в рамках своеобразной Исламской Конституции, называемой также «Азбукой Ислама».
«В Благородном Коране и исламском шариате прежде всего ниспосылались и закреплялись положения о необходимости проявления выдержки и терпения в деле противостояния вражескому угнетению. После этого были ниспосланы повеления об оказании сопротивления. Но это произошло не в качестве аннулирования аятов о терпении и выдержке.
Одно из первых дозволений оказывать сопротивление было ниспослано с аятом суры Хаджж, в котором сказано: «(сражаться) Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что с ними поступили несправедливо. Поистине, Аллах способен помочь тем, которые изгнаны из своих домов без права, только за то, что они говорили: «Господь наш — Аллах». И если бы не защита Аллахом одних людей другими, то разрушены были бы кельи, и церкви, и места молитвы, и мечети, в которых много поминается имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему, ведь Аллах силен, славен!» (22: 39-40).
В этом аяте совершенно ясно указана одна из причин оказания сопротивления, а именно: оказание вооруженного сопротивления разрешается тем, кто подвергается насилию, изгнанию со своих земель и из своих жилищ по причине принятия ими единобожия, истинной религии.
Выражение «с которыми сражаются», имеющееся в этом аяте, служит доказательством того, что речь идет именно о вторжении, выдворении, изгнании и подобных тому формах насилия. Глагол «узина» в этом аяте имеет смысл «разрешено, дозволено, допустимо» или оно может быть воспринято в значении «разрешено сражаться с дозволения Бога». Однако такие выражения, как «за то, что они обижены», «которые изгнаны из своих домов без права» подразумевают, что это разрешение относится только к тем случаям, когда имеют место упомянутые выше формы насилия.
В суре «Корова» имеется следующий аят: «И уничтожайте на пути Аллаха тех, кто уничтожает вас, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступающих».
По общепризнанному решению этот священный аят как раз-таки и является аятом санкционирующим сопротивление, т.н. «аятом меча» (айат ас-сайф). Он подразумевает допустимость и законность только оборонительной (дифаг) войны, таким образом выходит, что агрессия, нападение, вторжение запрещены самым категорическим образом.
Эта мысль многократно ниспосылалась в различных аятах Корана в том или ином обрамлении. Но во всех аятах преследовалась одна единственная цель: оказание сопротивления агрессии, насилию и решительная война не на жизнь, а на смерть с убийцами.
И только. Даже целая сура «Бараат» (Тауба-Покаяние) и ее аяты были ниспосланы в качестве реакции на бесчинства, насилие и угнетение, творимые многобожниками из числа арабов.
Нападение врагов, их преступления становятся причиной допустимости и даже обязательности ведения против них военных действий. Совершенно очевидна законность оказания вооруженного сопротивления вражеской агрессии и творимому врагом насилию. Сопротивление необходимо и просто обязательно ради предотвращения еще больших бедствий.
«И что с вами, что вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и за женщин и детей?» (Женщины:75).
Этот аят устанавливает допустимость ведения вооруженных действий, сопровождаемых кровопролитием в случаях, когда речь идет об освобождении пленных. Этот аят был ниспослан с учетом положения верующих в бытность их в Мекке в состоянии неволи в руках их окружения и родственников. Униженное положение тогдашних верующих в Мекке было таким же, каково сегодняшнее плачевное положение мусульман. И наоборот, сегодняшнее жалкое положение колониально зависимых мусульман ничем не лучше положения первых верующих в Мекке. Поэтому сегодняшние освободительные войны, конечно же, законны, оправданы, необходимы и являются долгом всех верующих мусульман.
«А если они отступили от вас, не стали сражаться с вами, и предложили вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них» (Женщины:90).
Из этого аята следует, что сколь бы очевидной ни была враждебность их, ни в коем случае не допустимо их уничтожение, если они склоняются к миру, отступают, избегают столкновения и во время боевых действий сохраняют нейтралитет. В принципе, отступление противника аннулирует право другой стороны на его физическое уничтожение. Именно поэтому недопустима агрессия, совершаемая в отношении нейтрального государства. Согласно текстам Благородного Корана, нападение на нейтральный народ не разрешается ни под каким предлогом. Этот аят представляет собой великолепную иллюстрацию миролюбивости Ислама и его величия во всем, что касается вопросов обеспечения безопасности и мирного сосуществования народов и государств.
«А если они попросят у вас помощи в религии, то на вас лежит помощь, если только не против того народа, между которым и вами есть договор» (Добыча:72).
Согласно этому аяту, обязательным для мусульман является оказание помощи братьям по вере, если они просят ее с целью освободиться от тирании, гнета и унижений.
Такова третья причина, допускающая уничтожение противника: просьбы угнетаемых о помощи. Когда помощи требует угнетаемый или слабый пленный, то оказание помощи является обязательным и уничтожение врага является разрешенным».
Айдар Хайрутдинов